Денис |
06.03.2004
Баньки: Дача «Лисьи горы» и поэты-символисты
Предметом особой заботы фабрикантов была церковь. А. Я. Поляков построил церковь в селе Черневе, восстановил и расширил Знаменскую церковь в Губайлове. Рассказывали, что он сам был церковным старостой, а в праздничные дни нес кружку для церковных сборов, и рабочим приходилось выкладывать свои гроши под требовательным взглядом хозяина. В 1882 г. при фабрике Полякова была открыта начальная школа. Впоследствии школа стала четырехклассной. В 1906 г. в ней училось более 80 детей. Учителями были священник Губайловской церкви Успенский и дворянин Розанов. «Они как бы с особенным наслаждением издевались и мучили ребят,— говорится в воспоминаниях рабочих Н. И. Лесина и Я. М. Ефремова,— и из маленьких живых ребятишек вырастали забитые, пришибленные школой люди с головами, набитыми часословами, псалтырью и житиями святых и «добрых» царей».
Позже назначенный директором фабрики Яков Поляков построил для себя двухэтажный особняк в стороне от поселка, на высоком холме между речкой Банькой и ее притоком. Окруженная лесами и живописными полянами, дача получила название Лисьи горы по имени одного из близлежащих оврагов. Здесь весной и летом 1899 г. гостил известный поэт-символист Бальмонт, возвратившийся в Россию после двухлетнего пребывания в ряде европейских стран. Обилие впечатлений и знакомство с достижениями европейской литературы не заглушили в нем тоску по Родине. «Я себя чувствую на подмостках, среди декораций,— писал он.— А там — вдали — моя родная печальная красота, за которую десяти Италии не возьму».
Неудивительно, что приезд в Лисьи горы очаровал поэта красотой и свежестью русской природы, пробудил необычные чувства, воплотившиеся в прекрасных стихах:
Запах солнца? Что за вздор? Нет, не вздор. В солнце звуки и мечты. Ароматы и цветы Все сплелись в согласный хор, Все слились в один узор. Солнце пахнет травами, Свежими купавами, Пробужденною весной И смолистою сосной, Нежно-белоткаными Ландышами пьяными, Что победно расцвели В остром запахе земли. Солнце светит звонами, Листьями зелеными, Дышит вешним пеньем птиц, Дышит смехом юных лиц.
Десять лет спустя К. Д. Бальмонт с глубокой нежностью вспоминал об этих впечатлениях: «...Я радовался каждому цветку, каждой малой былинке, вон тем полевым ромашкам на взгорье, нежным, еще клейким листочкам тонких берез, болотному растеньицу, глядящемуся в зеркальце речонки, змеевидным тропинкам леса-парка и этой заброшенной беседке, вознесенной над зеленым яром. Рыжие муравьи бегали по дорожкам — Солнце и их пьянило, не только меня. Малые птицы со свистом перелетали с дерева на дерево. Дружная большая семья была в неустанном празднестве жизни. Радость быть в гостях и быть дома. Внимательные души. Внимательные глаза. Детские крики и девический смех. И там были качели. И были чарования Луны».
Бальмонта и Полякова роднила женитьба на сестрах из купеческой семьи Андреевых. Второе поколение Поляковых отличалось от старших образованностью и более широким кругом интересов. Яков участвовал в археологических исследованиях, его брат Александр при Ново-Никольской фабрике устроил клуб, где давались самодеятельные рабочие спектакли; Сергей Поляков, получивший университетское образование математика, был страстно увлечен поэзией символистов.
Гостями К. Д. Бальмонта в Баньках были В. Я. Брюсов и литовкий поэт Ю. Балтрушайтис, их литературные беседы и споры затягивались порой до раннего утра. Здесь К. Д. Бальмонтом были написаны многие стихотворения, вошедшие в книгу «Горящие здания». Эта книга стала вершиной его поэтического творчества, отразив новые черты в настроении поэта, переход от «печали, угнетения и сумерек» к «свету, огню, победительному солнцу». Вероятно, наблюдениями фабричного быта в Баньках было навеяно стихотворение «Кузнец», проникнутое уважением к труду рабочего:
Я хочу быть кузнецом, Я, работая, пою. С запылившимся лицом Я смотрю на жизнь мою. Здесь, у дыма и огня, Много слов я создаю. В этом радость для меня, Я — пою!
Встречи с К. Д. Бальмонтом и В. Я. Брюсовым сыграли важную роль в дальнейшей судьбе Сергея Полякова. Располагая значительными средствами, он вскоре открыл издательство «Скорпион», в котором печаталось большинство произведений русских символистов, а затем вместе с В. Я. Брюсовым организовал литературный журнал «Весы». Брюсов неоднократно бывал у него в усадьбе Знаменское-Губайлово, а также у его братьев — Константина в Щелкове и Александра в Ново-Никольском.
О последнем сохранилась запись в дневнике поэта за январь 1900 г.: «Вечер 1-го пришлось провести на фабрике у А. А., где давали спектакль, после которого был бал, деревенско-купеческий, достаточно дорогой. Но все это искупали две вещи: во-первых, зимний лес, что я видел едва ли не впервые; зимний лес и блуждание в нем на лыжах. А во-вторых, драма «Царь Максимилиан», которую разыграли фабричные». Осенью 1914 г. В. Я. Брюсов был в Опалихе, где написал известное стихотворение «Сухие листья».
|