Денис |
06.03.2004
Губайлово: Упадок и перпродажи села
 |
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы перед реконструкцией. 1994 г. |
После смерти В. В. Долгорукого в 1812 г. село перешло к его вдове Е. Ф. Долгорукой, которая была фрейлиной при царском дворе и так же мало обращала внимания на свое подмосковное имение. О дальнейшем упадке села свидетельствует, в частности, тот факт, что каменная церковь, с таким триумфом освященная в 1783 г., I настолько обветшала, что к 1830 гг. служба в ней была прекращен, a в 1836 г. Губайлово было продано надворному советнику П. С. Деменькову Новый владелец начал с того, что прикупил у крестьян «экономической» деревни Пенягино несколько десятин земли в двух верстах от Губайлова, на месте пересечения Большой Воскресенской дороги и речки Баньки, и основал здесь писчебумажную фабрику. Строения фабрики состояли из шести каменных и семи деревянных корпусов, в них размещались 39 «разного поименования машин и аппаратов», два паровых двигателя и один водяной, приводившийся в движение от плотины на речке Бане. На фабрике в 1843 г. числилось 202 рабочих и производилось на 100 тыс. рублей готовой продукции - «александрийской почтовой» и писчей бумаги.
 |
... и после. 2000 г. |
Наряду с наемными рабочими, которыми становились крестьяне из разных губерний, направлявшиеся на заработки в Москву, на фабрике использовался и труд собственных крепостных крестьян. Видимо, с этим связано резкое увеличение населения Губайлова - с 29 до 119 «душ мужеска пола», пополнившегося за счет переселения из других владений помещика. Неизвестно, по какой причине крупное предприятие Деменкова через несколько лет прекратило работу.
Сам он влез в долги и в 1845 г. продал купцу Харитову фабрику и усадьбу Губайлово с 260 десятинами земли, а оставшиеся 40 десятин земли со 119 крестьянами были проданы помещику фон дер Роппу. Количество земли в этом владении не соответствовало нормам, необходимым для обеспечения крестьянских наделов. Новый хозяин продал «лишних» 79 крестьян с их семьями помещице Мертваго, которая переселила их в деревню Хотяеву Смоленской губернии.
После новых перепродаж, носивших явно спекулятивный характер, в 1848 г. село Губайлово с оставшимися крестьянами и бездействующая фабрика соединились в руках отставного чиновника А. К. Галлера. Но и он не сумел наладить хозяйство. После его смерти в 1859 г. Губайлово было продано за долги с публичного торга. Штабс-капитан Константин Сергеевич Орлов приобрел село «с находящимися в нем двумя господскими каменными домами, двумя каменными флигелями, оранжереею, теплицею, скотным и конным дворами, садом и другими показанными в описи строениями, за исключением из продажи состоящей в имении фабрики».
Е.Мачульский
|