admin |
25.01.2004
Рождение города
 |
В машинном цехе Знаменской ткацкой фабрики. Начало 1920-х гг. |
Осенью 1919 г. Тушино-Гучковский район был расформирован, его руководящие органы были преобразованы в Звенигородский уездный комитет партии и Звенигородский уездный исполком. Восточная часть района отошла в Московский уезд.
Первоначально она была включена в состав вновь образованной Ульяновской волости с центром в поселке Химки, однако в ноябре 1921 г. бюро Московского уездного комитета РКП (б) приняло решение о выделении территории, прилегающей к Виндавской железной дороге, в самостоятельную административную единицу.
В начале 1922 г. состоялся волостной съезд Советов, который объявил о создании Павшинской волости, включавшей 32 селения с 11 тыс. жителей. Первым председателем Павшинского волостного совета с 1922 по 1924 г. был Матвей Алексеевич Чапыгин, уроженец Павшина, в 18-летнем возрасте подвергавшийся тюремному заключению за участие в революционных событиях 1905 г., участник гражданской войны, член Коммунистической партии с апреля 1918 г.
Ставшее волостным центром, село Павшине получило статус поселка городского типа, в состав которого вошли также поселок Баньки и усадьба Знаменское-Губайлово, где с 1920 по 1932 г. размещался детский дом. В селе, фабричном поселке и детском доме имелись три школы первой ступени, при фабриках действовали две текстильные школы по обучению ткацкому и красильному производству, детские ясли и больница. Павшинская волость считалась одной из развитых в промышленном отношении.
Однако в связи с тяжелым кризисом текстильной промышленности из семи фабричных предприятий в волости удалось сохранить в числе действующих только Братцевскую фабрику, остальные в 1923 г.; были законсервированы или закрыты. Рабочие Знаменской фабрики были переведены на Краснохолмский камвольный комбинат, а красильно-аппретурной фабрики - в Ростокино. От полуторатысячного населения в поселке Баньки осталось лишь несколько сот жителей.
В деревнях создавались самодеятельные клубы, кружки, избы-читальни. Большое значение в жизни сельского населения имело открытие новых начальных школ, создание сельских комсомольских организаций. «В нашей ячейке 25 человек,- сообщал в 1923 г. в газете «Московская беднота» неизвестный автор из Губайлова. - Налажен сельскохозяйственный кружок. Еженедельно агрономом Скворцовым проводятся занятия. На днях открывается общеобразовательный кружок, в который записалось 50 человек. Политграмота преподается учителем-коммунистом Архиповым. Организован драматический, кружок». В 1925 и 1926 гг. провели три воскресника. В, первых двух участвовали комсомольцы и несоюзная молодежь. На лошадях с пилами, топорами и лопатами ехали мы через всю деревню с песнями на строительство общественных мостов. В третий раз на воскресник вышли почти все мужчины деревни».
Недолго оставались в запустении старые фабричные корпуса в поселке Баньки, В августе 1925 г. ВСНХ СССР принял постановление о переводе сюда Подольского механического завода, организованного, в годы гражданской войны на основе оптико-механических мастерских, эвакуированных из Риги и Петрограда. В 1926 г. прибыли первые партии рабочих из Подольска. По мере освобождения производственных корпусов от старого оборудования и приспособления для нового производства завод поэтапно перемещался на новое место. Перестраивались под квартиры помещения бывших казарм, в 1927 г. развернулось строительство 20 двухэтажных рубленых жилых домов.
Так начался новый этап в развитии фабричного поселка, которое впоследствии привело к возникновению города Красногорска. Перевод завода на новое место закончился в январе-феврале 1927 г. Уже в это время здесь насчитывались 521 постоянный и 406 сезонных рабочих.
А. Мачульский
|