admin |
25.01.2004
Губайлово: Деревня Чернево
 |
Вознесенский девичий монастырь. Чернево. XVII век |
В начале XVII в. из состава Павшинской дворцовой вотчины была выделена деревня Чернево, пожалованная в поместье воеводе С. В. Волынскому.
Затем за отличие в обороне Москвы против войска польского королевича Владислава Волынский получил Чернево в вотчинное владение, а в 1620 г. был пожалован новым поместьем, в которое вошли половина сельца Княжова, пустоши Овсянникова и Губайлова. Вторая половина сельца оказалась в поместье за князем Сицким. Сельцо Княжово находилось в верхней части извстной каждому красногорцу Черневской поляны. Оно впервые упоминается в 1544 г. как село Кокоринское княгини Марии Дорогобужской. Ее муж, Иван Осипович Пороша, был сыном князя Иосифа Дорогобужского, который в 1485 г. оставил Тверское княжество и перешел на службу к московскому князю. В 1530 г. они оба погибли во время неудачного похода на Казань.
Единственный сын Марии Дорогобужской воспитывался вместе с малолетним царем Иваном IV, был его близким другом, но в 15 лет стал одной из первых жертв его необузданной жестокости. После княгини Дорогобужской село за отсутствием наследников перешло в дворцовое владение. Новые помещики Волынский и Сицкий не приложили сил для его развития, оно опустело и не упоминается в последующих документах. Но через столетия прошло название «Княжово поле», закрепившееся за Черневской поляной у местных крестьян, и сохранились до наших дней следы большого пруда в верхней части поляны, который был когда-то в общем владении Волынского и Сицкого.
 |
Успенская церковь с селе Чернево, построенная на месте Успенского храма в 1897 году. Фото 30х годов |
Заселив пустошь Губайлово, С. В. Волынский основал деревню, в которой в 1646 г. числились один крестьянский двор и двор бобылки, однако через несколько лет жители ее вымерли во время чумной эпидемии. После смерти воеводы пустоши Губайлова и Овсянникова достались его родственннику И. Ф. Волынскому, а Чернево, ставшее уже селом, где находились «церковь Николая Чудотворца деревянная, да крестьянских дворов 17, людей в них 52, бобыльских дворов 7, в них 17 человек», выкупил патриарх Никон.
По-разному сложились в дальнейшем судьбы соседних селений. Село Чернево занимало выгодное положение в вотчине патриарха, оказавшись на пути из Москвы к строившемуся в это время Новоиерусалимскому монастырю у села Воскресенского на Истре. Многочисленные обозы со строительными материалами потянулись по вновь проложенной Большой Воскресенской дороге.
Рядом с Черневом, за речкой Банькой, был построен «двор вотчинников», предназначенный не только для содержания приказчика, но и для отдыха самого патриарха при поездках из Нового Иерусалима в Москву. Стремление патриарха возвысить церковную власть вызвало опалу со стороны царя. До окончания работ по строительству монастыря Никон не появлялся в Москве. В 1664 г. он неожиданно приехал и, забрав из Успенского собора в Кремле патриарший посох - символ высшей церковной власти, решил перевезти его в Новый Иерусалим, чтобы основать здесь «церковную столицу».
 |
Портрет Святейшего Патриарха Никона с братией Вознесенского монастыря. Середина XVII века |
Посланная царем погоня настигла Никона в его доме в Черневе. После продолжительных споров посох был возвращен в Москву. Два года спустя Никон был смещен с поста патриарха и отправлен в ссылку. Популярность опальног о патриарха была велика среди верующих, и неудивительно, что столетие спустя монастырский двор Вознесенского девичьего монастыря в Черневе назывался в документах «дворцом».
Многочисленные богомольцы, направлявшиеся в Новоиерусалимский монастырь, с благоговением посещали этот дворец, что приносило немалые доходы и монастырю, и местным крестьянам. Благоприятным оставалось положение крестьян и после 1764 г., когда управление бывшими монастырскими владениями перешло в ведение вновь созданной государственной Коллегии экономии.
Е.Мачульский
фото и рисунки - Дмитрий Дроздецкий
|