Перейти на главную
 Написать письмо
 Помощь по порталу
 Реклама на сайте

НОВОСТИ ФОРУМ ГАЛЕРЕЯ ОПРОСЫ САЙТЫ ИСТОРИЯ АФИША ГОСТЕВАЯ
» Красногорская земля

admin | 25.01.2004

Баньки: Тяжелая фабричная жизнь

Часовня-усыпальница Поляковых.
1910 г.

В конце октября 1880 г. Ф. Ф. Эрисман посетил и обследовал фабрику Полякова. На фабрике работало около 500 рабочих, которые обслуживали 75 ручных станков, оставшихся от прежнего ткацкого заведения, 350 новых «механических» станков, несколько мотальных и сновальных машин. Рабочий день продолжался с 5 часов 30 минут утра до 8 часов вечера с получасовым перерывом на завтрак и часовым перерывом на обед.

Цехи были сплошь уставлены станками, между которыми оставались проходы не более поларшина, и только в механическом цехе имелся главный проход шириной аршин с четвертью. Было пыльно, вентиляция осуществлялась только через форточки, имевшиеся в нескольких окнах в каждом из цехов.

Часть рабочих вербовалась из жителей соседних сел и деревень, но подавляющее большинство составляли выходцы из отдаленных мест, особенно из Смоленской и Калужской губерний. Почти четвертую часть всех рабочих составляли дети и подростки. Заработная плата ткача была от 10 до 16 рублей, а женщины и подростки зарабатывали от 6 до 9 рублей в месяц. Расчет зарплаты проводился лишь 4—5 раз в году, к праздникам, и редко кому удавалось получить полностью заработанные деньги. За любое нарушение записывались штрафы, а за прогул вычиталось от 75 копеек до 1 рубля — сумма, равная двух-трехдневному заработку.

Фабричные постройки находились в болотистой котловине, окруженной лесистыми склонами, у самого берега пруда, образованного на речке Баньке. Рядом, на склоне холма, были построены кирпичные казармы для рабочих. Одна казарма называлась семейной. Ее первый этаж занимала кухня, а на втором и третьем этажах по обе стороны узкого коридора были отделены дощатыми перегородками коморки размером 3,5X4 метра, в каждой из которых жило по две семьи. В другой казарме на втором этаже помещалась общая спальня для мужчин, на третьем — для женщин. Все убранство спальных помещений составляли сплошные деревянные нары и мешки с соломой вместо матрацев.

Даже в те часы, когда люди были свободны от работы, они оставались зависимыми от хозяина. Для рабочих, проживавших в казарме, были вывешены подписанные хозяином "Правила":

  • «Соблюдать чистоту и опрятность.
  • Помои и сор выносить в помойную яму.
  • Драки и безобразия не дозволяются.
  • Игры и все вообще запрещается.
  • Вход мужчинам в женские отделения не дозволяется.
  • Игры на гармониях и петь песни запрещается
  • После 10 часов вечера в корпусе чтоб было тихо.
  • Посторонним лицам вход воспрещается.
  • Самовары ставить к согреванию воспрещается
  • Каждый рабочий по расчете обязан немедленно выбраться из корпуса.
  • За неисполнение вышеописанного по донесению коридорных виновные штрафуются в первый раз 1 рубль серебром, во второй раз рассчитываются». В летнее время многие рабочие, не желая оставаться в душных и сырых казармах, переселялись в сколоченные из досок балаганы, которые они соорудили позади спальных корпусов.

Еще хуже было положение рабочих на красильной фабрике Миттельштедта. Здесь рабочий день начинался в 4 часа утра и заканчивался в 8 часов вечера, фабричные помещения были темные и сырые, пропитанные испарениями из красильных чанов, в жилых помещениях имелись только общие спальни, а из 224 осмотренных Ф. Ф. Эрисманом рабочих 83 были дети и подростки от о до 18 лет.

Местность рядом с фабричным поселком была безлюдная. Продовольствие приходилось покупать в долг в лавке, принадлежащей родственнику хозяина. Большинство рабочих питались артелью, затрачивая на «харчи» 5—6 рублей в месяц. Остальные, особенно холостые, чаще всего перебивались всухомятку и получали прозвище «кусочников».

Тяжелый изнурительный труд, плохое питание, недостаток одежды и обуви (многие рабочие во время осмотра в осеннее время работали босиком) приводили к частым заболеваниям. Забота фабрикантов ограничилась организацией при фабрике Полякова больницы на четыре койки, которая занимала одну комнату размерами 3,5X4 метра. Но врач появлялся в больнице пять-шесть раз в году, а единственный фельдшер, как отмечает Ф. Ф. Эрисман, лишь составлял фиктивные отчеты, в которых выводил произвольные цифры. Во время осмотра здесь находилось четверо больных: трое с чахоткой и один с ожогом лица и рук, полученным в паровой. Но в обычное время больница пустовала, так как «легкие» больные не освобождались от работы, а «тяжелые» отправлялись домой и только в редких случаях препровождались на лечение в Москву.

Во время обследования фабрик Ф. Ф. Эрисман осмотрел и опросил более 600 рабочих в поселке Баньки. Подавляющее большинство из них было неграмотно. Из 424 мужчин только 129 имели одноклассное образование и 20 — «полклассное», а из 185 женщин такое же образование имели лишь 9 человек.

Комментарии
Администрация Портала оставляет за собой право удалять некоторые комментарии.
"
ГОРОД КРАСНОГОРСК

Красногорские автобусы в час пик напоминают мафию: в них трудно попасть и почти невозможно выйти.

Общая информация
Администрация района
Депутаты
Карты города и района
Телефонный справочник
Красногорск
Опалиха
Нахабино
История города
Красногорская земля
Город Красногорск
Отдельные публикации
Отдельные публикации
Депо Нахабино
Данные по району
Красногорск официально
Депутаты
Общественные приемные
Приемные Администрации
Статистика за 2003 год
Всяко-разное
Стихи о городе NEW
Тест на знание истории
Тест на патриотизм
Разные публикации
Рекламный блок
Регистрация / вход
 Зарегистрируйтесь!
 Забыли пароль?
 Вход:
Ник:
Пароль:
  Powered by XOOPS © 2001-2003 The XOOPS Project  
 
Красногорск. Информационно-справочный портал Красная Горка

© Городской портал "КРАСНАЯ ГОРКА" 2002-2014
Авторы: Александр Поздеев, Юдкин Денис