Перейти на главную
 Написать письмо
 Помощь по порталу
 Реклама на сайте

НОВОСТИ ФОРУМ ГАЛЕРЕЯ ОПРОСЫ САЙТЫ ИСТОРИЯ АФИША ГОСТЕВАЯ
» Лента новостей

admin | 17.02.2022

Строительство №9 1931 год: Новый город под Москвой (шаманам-краеведам)

(от Админа: Особо познавательно для гетто-проектировщиков, придумавших Пойму и Холмы. Прочитать и застрелиться.)

Строительству рабочих поселков, составляющему одну из значительнейших областей нашей архитектурно-строительной практики, не уделяется до сих пор достаточного внимания. Несмотря на строительство буквально сотен рабочих поселков, до сих лор на страницах печати не поставлено по существу ни одной специфической проблемы строительства рабочих поселков. Между тем, как показывают условия проектирования хотя бы нового, рабочего городка недалеко от Москвы —на этом участке строительства нам приходится сталкиваться не только с голой потребностью скорейшего удовлетворения в жилище того или иного числа рабочих, но и с целым рядом сложных и принципиальных вопросов.

Постройку нового города предполагается осуществить на территории в 199 га, расположенной на расстоянии трех километров к северо-западу от станции Павшино МВБ ж. д. С южной стороны территория поселка прилегает к Волоколамскому шоссе, с восточной—к реке Баньке и с севера — к селу Чернево. Поселок предназначается для рабочих и служащих Население, на которое рассчитывается поселок,— 25 000 чел.

Ввиду постепенного развертывания производства в связи с тем, что в настоящее время население поселка немногим больше ‘2000, заселение поселка рассчитано к 1934 г. только на 13 000 чел.

На первый период в качестве нормы жилой площади на человека принято 8,3 мг. Впоследствии предполагается эту норму увеличить. Приняты, согласно решению заказчика, трехкомнатные квартиры в четырехэтажных домах, вмещающих по шесть секций в каждом этаже. Новый город рассчитан на полный охват социальным воспитанием всех 100% детей дошкольного и школьного возраста и на максимальное бытовое обслуживание взрослых.

 

 

Всех детей предполагается разместить в яслях и детсадах. В поселке предусматривается сооружение фабрики-кухни, (центрального клуба со зрительным залом на 1 000 чел. и стадиона на 5 000 чел. Кроме того, в городе будут выстроены четыре школы, один техникум и в каждом квартале клубы-примитивы, красные уголки а др.



                                                  Увеличить

Фабрика-кухня должна изготовлять не только готовую пищу, но и полуфабрикаты, так как питание предполагается в столовой в каждом жилом комплексе-квартале. Снабжение населения поселка продуктами широкого потребления и частично продуктами питания намечено через центральный универмаг, имеющий сваи распределительные пункты в каждом квартале. Лечебно-профилактическое обслуживание населения предполагает устройство всех трех типов медицинских учреждений: стационарных, поликлинических и санитарных.


Для связи города с Москвой намечена постройка специальной трамвайной линии через Покровское-Стрешнево.





В полном объеме учтены в городе требования благоустройства рабочего жилища. Намечена к осуществлению в самое ближайшее время теплофикация поселка.


Следует отметить удачное использование местоположения производства в целях общей схемы и планировки. Город занимает пространство, расположенное вдоль вытянутого прямоугольника территории промышленности. Таким образом самое отдаленное место жилья от территории производства не превышает 1,5 км.


В основу районирования .всей территории рабочего поселка положен правильный принцип территориальной концентрации объектов смежного назначения и приспособления их к наиболее равномерному обслуживанию всего населения.





Так, все коммунальные предприятия нового города — электрическая подстанция, фабрика-кухня, склады, центральный универмаг, баня, прачечная и т. д.— предусмотрительно вынесены, в целях максимального сокращения грузового движения на территории рабочего поселка, на особую магистраль, отделяющую селитебную часть от территории производства. Очень рационально выбрано место для парка культуры и отдыха, под который отведена центральная часть, территории поселка.


Как показывает опыт целого ряда больших и малых городов в СССР и на Западе, подобное центральное месторасположение парка имеет целый ряд преимуществ.


Во-первых, оно обеспечивает наиболее равномерное озонирование всех жилых кварталов.


Во-вторых, даже в условиях небольшого города подобное расположение парка в центре связано с приятно освежающим пересечением парка при всяком сколько-нибудь значительном передвижении из одного конца города в другой. Что же касается данного города; то подобное расположение парка культуры и отдыха является особенно ценным еще потому, что под парк отведена территория с резко выраженным рельефом, который делает ее совершенно непригодной для жилья.


Кроме того, для водного спорта в парке культуры и отдыха использован находящийся в центральной части территории пруд. Склоны же холмов парка обработаны в виде своеобразных террас-пандусов. В парке запроектирован стадион на 5 000 чел. Парк соединен широким бульваром с существующим сосновым лесом, расположенным на севере от поселка. Необходимо систему аллей парка увязать с кратчайшим пересечением парка по основным его диагоналям; в противном случае пересечение парка при передвижении по городу будет связано с неизбежным удлинением пути.


Равным образом довольно тщательно проработано районирование .и трафик движения в отношении здравоохранении, культурной сети, школьной сети и питания. Так, школы и детские учреждения расположены близ лесных насаждений и равномерно распределены по всей территории поселка. Руководство культурной жизнью клубов-примитивов, парка культуры и отдыха и всего поселка в целом сосредоточено в центральном клубе, расположенном на главной площади демонстраций. Там же расположен административный центр поселка—Дом советов. Больница расположена в северной части городка, в наиболее изолированном пункте, окруженном сосновым лесом. Кроме того, в каждом жилом квартале-комплексе в здании клуба-примитива и в столовой предполагаются пункты медицинской помощи, руководимые райбольницей. Диспансер расположен вблизи главной площади в центре городка.





Несколько отстает от разработки районирования решение основного трафика движения. Трафик направления эпизодических массовых движений разработан полнее и удовлетворительнее, нежели повседневный трафик движения от жилья на производство. Начиная от парка, весь трафик движения на производство сводится к одной магистрали. Это неизбежно приведет «к тому, что в качестве .магистралей сквозного движения будет использован ряд проходов жилых кварталов. Этот трафик движении должен быть заблаговременно доработан.

ОДНОТИПНОСТЬ ВСЕХ ЖИЛЫХ КВАРТАЛОВ НЕДОПУСТИМА !


Наиболее спорным моментом однако, во всей планировке нового города является решение квартала. Объясняется это целым рядом причин, из которых следует выделить две основные. Первая из них —общая неразработанность у нас пока структуры «социалистического квартала. Вторая причина— решение заказчика до выполнения планировки строить жилые кварталы исключительно на основе шестисекционных четырехэтажных жилых домов. Последнее несомненно сильно ограничило возможности планировщиков в смысле органического, архитектурного решетин жилого квартала. В итоге приемлемым моментом «в предложенном решении квартала являются лишь принятые размеры квартала (8,37 га).


Неудачным в предложенном решении квартала является тип жилья в виде четырехэтажного шестисекционного дома «на 312 чел. при типовой жилой ячейке из трех комнат. Если вспомнить, что в семиэтажной московском доме с переуплотненными кварталами мы имеем в среднем не более трехсот человек живущих то такую же концентрацию жилья в наших новых рабочих поселках следует признать чрезмерной.


Правда, выбор подобного укрупненного типа жилья определяется двумя существенными соображениями экономического характера. Дело в том, что по указанию соответствующих строительных организаций четырехэтажный шестисекционный дом является наиболее целесообразным с точки зрения экономики теплобетонного строительства и «системы теплофикации всего поселка.


Кроме того планировщикам была предложена недостаточная площадь для территории всего поселка: 140 га на 25 000 чел. в то время как при нормальной для рабочего поселка средней плотности населения в 100 чел. на га следовало бы иметь 250 га. Планировщики нового города (И. Геймаисон и Д. Пиллер) увеличили территорию поселка до 199 га, что при установившейся у нас практике отведения под застройку не более 15% территории квартала опять-таки направило расселение в сторону многоэтажного «и укрупненного типа жилья.


Строго говоря, четырехэтажные здания—это еще не многоэтажное строительство. Принципиально против подобного типа жилья возражать не приходится, Тем не менее здесь возникает одно существенное возражение. Дело в том, что всячески считаясь с вопросами экономики строительства, особенно в настоящий напряженный момент, мы все же «не должны рассматривать строительство рабочего жилища исключительно с технико-экономической точки зрения. Мы не должны забывать, что для нас архитектура не только техника, но и идеология.


To-есть недостаточно решить рабочее жилище возможно экономичнее и гигиеничнее. Необходимо еще учитывать и характер психического, идеологического {воздействия этого жилища, «его форм. А в этом смысле то решение жилого квартала, которое предлагают планировщики города вызывает целый ряд возражений. Правда, проблема квартала «социалистического города, «рабочего поселка слишком трудна и мало у нас разработана, чтобы мы могли ставить определенные требования планировщикам.


Но в то же время проблема архитектурного решения социалистического квартала как нового типа жилого комплекса трудового коллективизма настолько актуальна и важна, что данное ими решение квартала представляет принципиальный интерес. Основные функциональные элементы квартала в планировке нового города решены правильно. Поквартальное распределение детского сектора создает благоприятные условия для стопроцентного охвата детей' социальным воспитанием. Соблюдение 15% нормы площади под застройку обеспечивает не только оптимальные нормы разрывов между зданиями, но также и более чем удовлетворительную норму внутриквартальных зеленых насаждений, спортивных и детских площадок и т. д. Зато совершенно иное приходится сказать об архитектурном решении жилых кварталов.


Прежде всего вызывает возражение абсолютная однотипность всех жилых кварталов. Некоторое чисто качественное отклонение от своеобразного «стандартного» типа допускается лишь в отношении тех нескольких кварталов, которые по условиям территории поселка нельзя было решить в тех же размерах. Правда, для поселка в 15—25 000 жителей подобная унификация типа кварталов более приемлема, нежели для большого города, ибо опасность монотонности в поселке меньше. Тем не менее подобный однотипной схематикой, которая, быть может, очень стройно выглядит на бумаге, очень трудно добиться архитектурного решения поселка в реальной действительности. Особенно будет трудно, если учесть, что самый квартал решен в смысле архитектурном далеко не совершенно.


Вот четыре основных недостатка в архитектурном решении жилого квартала города: неудачный, невыразительный тип здания, однообразная линейная их планировка, однообразная этажность здания и случайная, механически-геометризированная конфигурация внутриквартальных зеленок насаждений.


Вытянутые казарменно-подобные корпуса с большим трудом поддаются сочетанию их по принципу какой бы то ни было композиции, кроме механических, однообразных рядов. Это одинаково наглядно видно как на генеральном проекте планирования города, так и на проекте планировки отдельного квартала. Обычно одной из существеннейших помех выразительной архитектурной композиции жилого квартала в наших новых городках и рабочих поселках является необходимость ориентации жилых зданий по меридиану.


Планировщики города почему-то ориентируют все жилые здания с отклонением от меридиана на 25—35°. Но и это сильное отклонение от меридиана никак не использовано в смысле более разнообразного расположения внутри квартала жилых зданий: все равно в каждом квартале даны в два ряда по восемь четырехэтажных шестисекционных зданий в 92 м в длину каждое. Последнее вполне понятно, ибо всякое отклонение от прямых рядов подобных вытянутых корпусов очень затруднительно.


Несколько лучше обстоит с этажностью зданий. Последнее объясняется однако исключительно тем, что в каждом квартале, помимо жилых зданий для взрослых, расположены детские и школьные учреждения меньшей этажности и совершенно иной конфигурации. Лишь наличие в каждом квартале совершенно иных по своему типу зданий школьных и детских учреждений спасает мертвечину механически перенесенной нами с Запада строчной застройки.


УЛИЦЫ И ПЛОЩАДИ ПРОЕКТИРОВЩИКАМИ БЫЛИ ЗАБЫТЫ


В заключение следует остановиться еще на двух элементах поселка — на решении улиц и центральной площади для массовых празднеств. Что касается улиц, то решение нх вызывает три основных возражения. Во-первых, даже в условиях сравнительно небольшого городка, каким является данный город, сведение всех улиц к одному типу является совершенно недостаточным. То обстоятельство, что одновременно с внутригородскими улицами запроектированы еще магистраль между поселком и территорией производства и бульвар, пересекающий главную площадь, другой ширины и с другой обработкой их поперечного профиля почти ничего не меняет в общем облике поселка.





В дополнение к однотипным кварталам, однотипные для всего поселка улицы должны довершить картину своеобразной уравниловки и обезлички в архитектуре рабочего города. Второе возражение относится к ширине улиц. Среднюю ширину улиц в 35 м для рабочего поселка следует признать чрезмерной. Целесообразность ограниченной ширины улиц диктуется целым рядом моментов, удешевлением строительства улиц, сокращением расходов по их содержанию .и т. д. Правда, решение поперечного профиля типовых улиц, данное планировщиками, предусматривает на 35 м ширины 24 м зеленых насаждений; на проезжую часть отводится всего в б.ч и на тротуары по 2 м. Кроме того, как известно, зеленая полоса улицы может всегда оказаться ценным запасом на случай необходимого уширения улицы.


Тем не менее целесообразность подобной ширины улицы для рабочего поселка остается сомнительной как с экономической, так и с архитектурной точки зрения. Равным образом непонятно, зачем для бульвара, пересекающего главную площадь, необходимо ширина в 60 м, в то время как проезжая полоса бульвара решена буквально а обрез шириной всего 15,5 м. Кроме того, поперечный профиль бульвара предусматривает почему-то, наряду с двумя тротуарами, специальную пешеходную полосу и три ряда деревьев различной ширины —в 2, в 6,5 и 8 м. Трудно допустить, чтобы подобное деление улицы на части могло восприниматься в реальной действительности, как архитектурно-уравновешенное решение. Наконец, помимо всего подобная ширина бульвара, пересекающего главную площадь, вызывает возражения и с точки зрения архитектурного решения самой площади Те же замечания следует сделать и по поводу чрезмерной ширины магистрали между территорией производства и селитебной частью в 90 м и по поводу деления этой магистрали на части.


И все же степень разработанности планировки улиц никак нельзя сравнить с тем, что сделано планировщиками в смысле решения главной площади, места массовых революционных празднеств, места расположения главнейших общественных и административных учреждений города. Как показывает изучение всех материалов, в этом смысле планировщиками вообще ничего не сделано. В оправдание их необходимо указать, что подобное отношение к площади как к пустому месту является у нас, к сожалению, традицией для всех планировщиков. Но ведь здесь идет речь не о виновности авторов проекта планировки города, а о том, что нельзя больше в наших проектах планировки городов и рабочих поселков оставаться на подобном уровне понимания площади. Неужели нужно сначала в этом убедиться на неудачном опыте строительства какого-нибудь из новых городов.


ОДНА ИЗ ЛУЧШИХ РАБОТ ПО ПЛАНИРОВКЕ НОВЫХ ГОРОДОВ


Приведенные возражения по данному решению жилого квартала и улиц и по поводу отсутствия какого бы то ни было решения площади массовых празднеств не умаляют однако достоинств работы л мелом. При всех своих частных недостатках проект планировки данного города в целом представляет собой, как отмечалось выше, пример одной из лучших работ в области планировки новых городов. И тот факт, что работа эта выполнена двумя молодыми архитекторами Гипрогора, свидетельствует о том, что Гипрогор умело учитывает и передает свой богатый опыт проектирования городов. Все дело заключается лишь в том, чтобы не переоценивать своих достижений, а от закрепления их перейти на высшую ступень в смысле углубления и детализации проектирования вместо неизбежной на первых порах схематичности.


 Д.Аранович
Строительство №9. 1931

Комментарии
Администрация Портала оставляет за собой право удалять некоторые комментарии.
Старожил
Отправлено: 17.02.2022 22:33  Обновлено: 17.02.2022 22:35
Шаман-краевед
Дата регистрации: 14.09.2012
Сообщений: 1498

 Re: Строительство №9 1931 год: Новый город под Москвой (шама

Тут как -то один м.дила заявил, что, кроме галош, СССР ничего не производил. Кто-нибудь из его подельников и прихлебателей составлял вот такой план застройки и инфраструктуры? А недавно он имел наглость заявить, что в Союзе не было никакого вертолетостроения. Нужно что-то комментировать?

"
ГОРОД КРАСНОГОРСК

Знаете ли Вы, что Никольская церковь - самое старое здание в Красногорске (1823 год)?

Общая информация
Администрация района
Депутаты
Карты города и района
Телефонный справочник
Красногорск
Опалиха
Нахабино
История города
Красногорская земля
Город Красногорск
Отдельные публикации
Отдельные публикации
Депо Нахабино
Данные по району
Красногорск официально
Депутаты
Общественные приемные
Приемные Администрации
Статистика за 2003 год
Всяко-разное
Стихи о городе NEW
Тест на знание истории
Тест на патриотизм
Разные публикации
Рекламный блок
Регистрация / вход
 Зарегистрируйтесь!
 Забыли пароль?
 Вход:
Ник:
Пароль:
  Powered by XOOPS © 2001-2003 The XOOPS Project  
 
Красногорск. Информационно-справочный портал Красная Горка

© Городской портал "КРАСНАЯ ГОРКА" 2002-2014
Авторы: Александр Поздеев, Юдкин Денис