admin |
12.07.2020
Антон Хлынов: О проекте "Синичкин парк"
Красногорский лесопарк собираются масштабно "благоустроить": кафе, квадроциклы, воркаут, лыжные трассы, освещение и прочее тому подобное.
Из открытых источников стало известно, что в Красногорском лесопарке планируется масштабное рекреационное обустройство. Не так давно в администрации городского округа Красногорск была представлена некая концепция проекта этого благоустройства. Проект касается земель государственного лесного фонда и, по всей видимости, является частью губернаторской программы «Парки Подмосковья».
Проект планируется к реализации наподобие уже реализованных и реализуемых в настоящее время проектов «социальной и бизнес-направленности» рекреационного обустройства территорий лесного фонда, примыкающих к населённым пунктам (а таких территорий, в силу массовой застройки Подмосковья в регионе очень много – можно сказать, что в ближнем Подмосковье все территории лесного фонда примыкают к объектам массовой застройки, причём новой застройки, в населённых пунктах).
Проекты эти, мягко говоря, уже вызвали совершенно неоднозначную и весьма напряжённую реакцию граждан. Такого рода девелопмент далеко неоднозначен ни с точки зрения его экологической безопасности, ни с точки зрения его рентабельности.
В заявленном проекте благоустройства Красногорского лесопарка в долинах рек Баньки и Синички планируется обустроить лыжные трассы, устроить освещение, установить кафе и детские площадки, и, что особенно настораживает – устроить некие трассы для квадроциклов (!), а также сделать площадки для воркаута.
Несмотря на официальную презентацию проекта (концепции проекта, надо понимать) в июне, из неофициального ответа руководства Комитета лесного хозяйства Московской области следует, что руководство Комитета «с данным проектом не ознакомлено» (что странно, хотя и может быть похоже на правду, учитывая то обстоятельство, что недавно руководство Комитета сменилось).
Ситуация, прямо скажем, настораживает. Ведь в столь урбанизированном и массово застраиваемом Московском регионе, особенно в подбрюшье самой Москвы, особенно с западной его части, каждый гектар природной территории, нетронутого леса, становится высокой ценностью. Вместе с собственно лесом, лесными биоценозами, высокой ценностью и даже редкостью становятся здесь разнотравные луга и в особенности – чистые реки и водоёмы.
В силу массовой застройки и увеличения неочищенных ливнёвых и прочих стоков с застроенных (запечатанных) территорий по крутым склонам долин речек Баньки и Синички (что снижает способность попутной естественной очистки этих стоков), сами эти реки, а тем более – подпруды (пруды) нельзя считать чистыми водными объектами – они нуждаются в серьёзной экологической реабилитации.

Кстати, по причине массового вытаптывания травянистого покрова в лесу и на лугах по склонам долин этих рек (см. фото), в том числе и в результате постоянно накатываемых и незакреплённых здесь лыжных трасс, доля твёрдых взвешенных частиц, попадающих в речки пруды также увеличивается, что ещё более снижает способность последних к самоочищению и вызывает иные неблагоприятные для водных и околоводных экосистем химические и биологические процессы.

Впрочем, эти процессы, как и экологическое и санитарное состояние рек и водоёмов здесь требуют самого тщательного изучения, тем более что в тёплое время года пруды являются местом массовой рекреации с купанием и рыбной ловлей.

По вышеозначенному поводу планов благоустройства Красногорского лесопарка провели сегодня по данному месту небольшой рейд. В ходе рейда выяснили следующее:
Местом массовой концентрации отдыхающих, проводящих свой досуг «на природе» традиционным для горожан способом (купание, пикники) являются пруды у плотины. Здесь, согласно сведениям ЕГРН, сформировано несколько земельных участков под рекреационные цели, относящихся к землям населённых пунктов.

В меньшей степени массовой рекреацией затронут собственно лесной массив на крутых склонах и в заболоченной пойме Баньки, а также у Синички. Лес используется отдыхающими в основном для прогулок в летнее время года, а в зимнее время, как известно – для катания на лыжах.
Лес представляет собой вполне здоровые лесные сообщества, главным образом с сомкнутым (за редким исключением) пологом, с характерными для зональных широколиственных лесом древесными породами и кустарниками, с характерным травянистым покровом. Здесь формируются (местами уже сформированы) устойчивые липняки и дубравы. Лес этот, однозначно, имеет высокую экологическую и защитную ценность, особенно учитывая его местоположение в непосредственном примыкании к массовой застройке Москвы (Митино) и ближнего Подмосковья.

Основная часть благоустройства планируется по проекту именно на землях государственного лесного фонда – в лесном массиве на склонах долин речек Баньки и Синички в кластере между Красногорском, Митино, Ангеловым, Отрадным, Сабурово.
Стоит отметить следующее:
а.) Судя по представленным проектным решениям (как можно судить из опубликованных фото с фрагментами презентации проекта), объекты рекреационной инфраструктуры будут охватывать весь лесной массив в означенном кластере, что никоим образом не скажется на каком-либо осмысленном с природоохранных позиций упорядочивании рекреационных потоков, рекреационной нагрузки как таковой: не продумана система отвода потоков и концентрации рекреантов от ценных или неустойчивых природных объектов. Более того, ряд решений (лыжные трассы, квадроциклы и др.) будут способствовать увеличению антропогенной нагрузки на территорию с высокой энергией рельефа, с повышенным риском развития опасных экзогенных процессов (эрозия, возможна активизация оползневых и других склоновых процессов).
б.) Размещение внутри лесного массива таких объектов как «кафе», «детские площадки», «площадки для воркаута» будут способствовать дополнительному притоку рекренатов внутрь лесного массива, культивировать «шумный» отдых в противовес тихим прогулкам в природном окружении. Это будет иметь негативные последствия как собственно экологические (нагрузка не лесные и луговое экосистемы, неизбежные частичные вырубки, активизация подтоплений и прочее), так и будет способствовать дальнейшему усилению негативных социо-культурных и психофизических (психическое и физическое здоровье) трендов урбанизации (как показывают различные исследования, стресс городской жизни для жителей мегаполисов лучшим образом компенсируется тихим общением с природой, а не индустрией развлечений и так называемого активного отдыха, для которых есть и иные дестинации).
в.) Ценность данного лесного массива определяется дополнительно тем, что он является частью другого - большего слабо фрагментированного лесного массива площадью порядка 5 тыс. га, непосредственно примыкающего с запада к городу Москве. Такие массивы уже редкость в ближнем Подмосковье.
г.) Красногорский лесопарк при разработке проекта Национального парка «Московия» планировалось включить в состав этого национального парка как отдельный, особо ценный, кластер.
По результатам рейда сформулировали следующие основные предложения:
Выступить с предложением (требованием) к курирующим проект органам власти: прежде, чем разрабатывать планы по благоустройству Красногорского лесопарка, всецело и предметно оценить его экологическое состояние, оценить рекреационные потоки и предельную рекреационную нагрузку на лесные массивы, луга, околоводные пространства и водные объекты, оценить экологическое и санитарное состояния водных объектов, разработать систему мероприятий по снижению экологических рисков и экологической реабилитации соответствующих территорий и объектов.

Принять меры по закреплению размываемых эрозией поверхностного стока пешеходных тропинок и лыжных трасс, которые местами превращаются уже в настоящие склоны, лишённые травянистой растительности.
Принять решение о придании территории Краногорского лесопарка особого природоохранного статуса либо в рамках лесного законодательства или в рамках законодательства об особо охраняемых природных территориях (создание ООПТ).
При разработке проекта рекреационного обустройства лесопарка принять экологические приоритеты в самой концепции этого обустройства и собственно в проектных решениях, ориентировать решения на тихий прогулочный отдых в природном окружении, исключить возможность заезда в лесопарк механических транспортных средств (кроме служебного транспорта), минимизировать освещение (желательно исключить его вовсе)
Антон Хлынов |
|