Граждане указали, что данное решение является необоснованным и явно слишком опрометчивым, а нахабинская водонапорная башня заслуживает включения в Перечень выявленных ОКН в целях последующего изучения в рамках проведения историко-культурной экспертизы.

В заявке, поданной в ГУКН МО, о включении данного объекта в Перечень выявленных ОКН приводились сведения и факты, свидетельствующие об уникальности объекта ввиду несохранности прочих аналогичных:
«На участке дороги, который проходит в современных границах территории Московской области, башни на один бак стояли на станциях Нахабино, Новоиерусалимская, Румянцево, Чисмена и Шаховская, во время Великой Отечественной войны башни, находившиеся в зоне ведения боевых действий, были разрушены; башня в Нахабино – единственная сохранившаяся башня этого типа на территории Москвы и Московской области. На территории Москвы сохранились две башни на два бака: на станциях Москва-Рижская (с демонтированной деревянной частью) и Подмосковная (в настоящее время эта башня отреставрирована и входит в состав Музейно-производственного комплекса «Паровозное депо»); башен на один бак на участке Московско-Виндавской дороги, находящемся в современных границах города Москвы, никогда не было.»

В заявке также приводились доводы в пользу того, что несмотря на частичную утрату объектом его исторического облика, его восстановление вполне возможно:
«Первоначальное шатровое завершение утрачено со сносом деревянного верха башни, однако существует принципиальная возможность восстановления деревянной части по имеющимся чертежам и многочисленным фотографиям.»

В заявке вполне обоснована ценность объекта ввиду в числе прочего сохранности многих подлинных элементов:

«Водонапорная башня на станции Нахабино обладает признаками выявленного объекта культурного наследия. Представляет ценность с точки зрения архитектуры, градостроительства и истории техники, являясь ценным образцом кирпичного стиля начала XX века в контексте служебной архитектуры российских железных дорог. Башня сохранила первоначальную объемно-пространственную структуру, историческую отделку фасадов в кирпичном стиле, деревянные столярные заполнения оконных и дверного проемов. Хорошей сохранностью обладает внутренний интерьер с подлинным межъярусным перекрытием, оригинальным внутренним балконом и площадкой. Чугунная винтовая лестница в интерьере башни имеет ступени, выполненные в технике художественного литья. Наличие элементов технологического оборудования башни, исторически связанного с объектом, придает башне дополнительную ценность и позволяет рассмотреть объект с точки зрения возможной музеефикации. В отсутствие на территории населенного пункта иных объектив, представляющих историко-культурную ценность, обладает значительным потенциалом в качестве возможного объекта музейного показа, посвященного истории технических сооружений железной дороги.»

Нам не известно, рассматривался ли данный вопрос на заседании научно-методического совета, однако 8 ноября Главное управление культурного наследия опубликовало на своем сайте подписанное распоряжение об отказе в присвоении объекту охранного статуса.
Мы считаем данное решение ГУКН МО незаконным, необоснованным и направленным на уничтожение культурных ценностей, к которым, безусловно, следует отнести нахабинскую водонапорную башню.
Поскольку пункт 6 статьи 16.1 Закона "Об объектах культурного наследия" позволяет заявителю обжаловать в судебном порядке решение об отказе, в ближайшее время мы подготовим и подадим иск о признании недействующим Распоряжения ГУКН МО № 35РВ-320.
Красногорское самоуправление
|