Это способствовало расширению ассортимента. Кроме кукол, наладили выпуск елочных игрушек, бус, искусственного жемчуга, ватных одеял, вязаных беретов и ковров, сделанных чаще всего на основе тонких одеял с рисунками по трафарету. Многие люди старшего поколения наверняка еще помнят такие «ковры», украшавшие комнаты в коммунальных квартирах. В конце тридцатых годов артель «Сатурн» была объединена с мебельным производством «Краснодеревщик», так появился общий цех. В дальнейшем бывшие артели были преобразованы в предприятия промкооперации - фабрику мягкой игрушки и Нахабинский цех Истринской мебельной фабрики В начале Великой Отечественной воины бывшие работники «Сатурна» разливали по бутылкам горючую жидкость - коктейль Молотова - для борьбы с фашистскими танками.
В первые послевоенные годы бывшая промартель «Сатурн» успешно развивалась. В 1946-47 годах для нее были построены одноэтажные здания новых цехов: швейного, штамповочного и оформительского. С 1960 года бывшее артельное производство стало называться «Нахабинская фабрика игрушек». Здесь начали осваивать новые технологии, и вместо тряпичных, набитых кукол их корпуса стали делать из древесно-бумажной массы. Интересно, что у кукол теперь появились «голоса». После реконструкции фабрики в 1968 году осваиваются новые материалы, в том числе искусственный мех и пластмассы.
 |
Иван Петрович Ефимкин. Начало 2000-х |
Хранителем истории Нахабинской фабрики игрушек бесспорно был И.П.Ефимкин, технолог, художник и человек с творческой жилкой. Он оставил интересные воспоминания о своей многолетней работе и прежде всего о становлении фабрики игрушек в этом подмосковном поселке.
Иван Петрович Ефимкин родился в далекой сибирской деревне Томской губернии в 1923 году. Участник войны, который после ее окончания решил стать скульптором.
Сначала учился в художественном институте в Москве, а затем в Ленинграде в архитектурном институте. Темой его дипломной работы стала скульптурная группа «Ода материнству», предназначенная для фонтана. К сожалению, она осталась только в макете. Он вернулся в Москву и начал работать на одной из игрушечных фабрик, посвятив себя разработке эскизов будущих кукол.
Руководство фабрики не уставало восхищаться его талантом, но главное, чем он прославился, это знаменитый «Ванька-встанька» или Неваляшка. Его в нашей стране знали все до единого. История рождения «Ваньки» довольно примечательная.
На одной из международных выставок Иван Петрович увидел японскую игрушку-неваляшку, которая была необыкновенно популярна в стране восходящего солнца после войны. Она считалась чуть ли не национальным достоянием, а секрет ее «стойкости» хранили как зеницу ока.
 |
Праобраз Неваляшки - дарума. Это кукла из дерева или папье-маше. Глаза рисует ей хозяин, причём вначале рисует только один глаз и загадывает желание. Второй глаз дорисовывает, когда желание исполнится, и тогда божество занимает самое почетное место в доме. Если же заветная мечта на протяжении года так и осталась мечтой, то куклу ждёт страшное наказание, её попросту сжигают. |
Русский художник решает раскрыть этот секрет. Он долго ломал голову, и однажды пришло озарение. На следующий день Ефимкин поделился неожиданной догадкой со своим приятелем инженером. Тот быстро схватил суть и вскоре разработал механизм, на который оформил патент.
 |
Неваляшка. Начало 1960-х. |
В группе специалистов, получивших государственную премию за это изобретение, фамилия Ивана Петровича стояла лишь пятой. Но такой расклад его не очень расстроил - он вообще отказался от премии. Художественный совет фабрики «окрестил» ефимкинского человечка «Ванькой-встанькой». Фабричные шутники говорили, что это имячко в его честь.
(от Админа: Буду весьма благодарен, если кто из читателей пояснит в чем суть изобретения Неваляшки, поскольку Ваньки-встаньки выпускались в России еще до революции? Возможно, при написании статьи, важные детали из авторского рассказа были утеряны. Про разгадку "секретного" механизма дарумы - это просто за гранью понимания.)
В 1954 году за свою куклу «Наташа» (рост 55 см) Иван Петрович получает первую премию Всесоюзного конкурса на лучшие куклы для массового производства. Его модели были представлены и на других творческих конкурсах, в том числе в союзных республиках.
Обратимся к воспоминаниям нашего героя:
«Я приехал в Нахабино в мае 1956 года, куда был командирован по распоряжению начальства для работы в бывшей артели «Сатурн», которая в течение нескольких лет после войны занималась выпуском тряпичных кукол, набитых опилками. Ныне трудно поверить, что такая примитивная продукция могла иметь спрос у покупателя. Однако нужно понимать, что кукла для девочки не просто игрушка, а символ будущего материнства, поэтому она была всегда желанна в каждой семье.
 |
Тряпичные куклы. 1950-е. |
В это время, когда я начал работать в Нахабине, наша фабрика испытывала большие трудности, не выдерживая конкуренции с более успешными предприятиями, выпускавшими аналогичную продукцию в Москве и Подмосковье. По этой причине мы находились на грани банкротства.
Навсегда осталась в памяти картина, как выглядело тогда наше производство. Прежде всего бросалось в глаза здание конторы, вросшее в землю до самых окон. Над дверью висела покосившаяся табличка с надписью «Контора артели «Сатурн». После дождя доски пола в комнатах хлюпали под ногами.
На месте нынешнего двухэтажного корпуса было ветхое деревянное строение в один этаж, в котором было устроено до пятнадцати комнатушек - участков для отдельных операций. Длинный коридор, все углы в цехах, чердаки и даже конюшня до предела были забиты уродливыми коробками с примитивными куклами. Эта с позволения сказать «продукция» была уже никому не нужна, но фабрика ежедневно продолжала работать, выполняя государственный план, расходуя при этом материалы, электроэнергию, выплачивая зарплату и все глубже увязая в долгах.
Хочется поведать о том, что еще за два года до моего появления в Нахабине для повышения квалификации я был направлен в научно-исследовательский институт игрушки, который находился в Загорске (ныне Сергиев Посад). В этом НИИ наряду с другими проблемами занимались поиском новых материалов и технологий для производства игрушек.
|
НИИ игрушки в Загорске. Середина 60-х. |
Там числилось пятнадцать художников, которые разрабатывали новые модели и новые технологии. Каждый из них получал индивидуальное задание изготовить в течение года одну большую авторскую куклу или две поменьше. Созданный образец утверждался на художественном совете министерства просвещения РСФСР. Таким образом государственный контроль (ГОСТ) распространялся и на игрушки для детей.
Приехав в НИИ, я с первых дней понял, что процесс создания кукол и запуск новых моделей в производство поставлен с ног на голову. Я имею в виду, что покупательский спрос, а значит и рентабельность производства в конечном счете зависели от красоты личика куклы. Все остальное уходило на второй план. Художник, получив одобрение своей куклы на худсовете и соответствующее вознаграждение, мог даже не интересоваться дальнейшей судьбой своего детища. Будет ли его кукла внедрена в производство, появится ли она на прилавках магазинов - это уже не его забота. Новая модель иной раз могла лишь украсить застекленную полку в кабинете директора фабрики.
Авторская кукла становится эталоном, с рабочей модели которого конструируются пресс-формы, а затем с их помощью тиражируются сотни и тысячи экземпляров. Надо подчеркнуть, что процесс изготовления пресс-форм весьма трудоемок и проходит ряд стадий. Поэтому многие художники не проявляют никакого интереса к решающему этапу рождения новой куклы.
В НИИ игрушки изготовление пресс-форм было отдано на откуп слесарной мастерской, где не художником, а рукой ремесленника создавалась эта сложная оснастка. По гипсовой модели отливается, как правило, бронзовая пресс-форма. Затем она попадает для гравировки к слесарю, который чаще всего к своему делу относится чисто механически. Готовые комплекты пресс-форм рассылались в разные города на фабрики для тиражирования кукол.
Все было бы хорошо, если бы форматор и гравер являлись художниками. Но ни тот, ни другой, как правило, никакого отношения к искусству не имели. По этой причине после ремесленнической обработки пресс-форм автор куклы не всегда узнавал свое творение. Дело заключалось в том, что расплавленная при температуре свыше тысячи градусов бронза, охлаждаясь в гипсовых пресс-формах до комнатной температуры, значительно уменьшалась в объеме, искажая при этом отливку. Ровные плоскости становились отчасти вогнутыми, но самые досадные дефекты приходились на личико куклы. Трещины, рыхлости, наплывы, утяжки и так далее искажали ее небесную красоту.
 |
Наташа. Автор И.Ефимкин 1954. |
Мы знаем, что увидеть себя без искажений можно только в глубине идеального зеркала. В кривом зеркале мы узрим лишь карикатуру, слегка похожую на нас. Таким правильным зеркалом являлась бы пресс-форма, которая была создана рукой художника. К несчастью, неумелый гравер превращает весь комплект из четырех пресс-форм в обычный металлолом. Поэтому с первых дней стажировки в НИИ я решил стать универсальным мастером-кукольником. С этой целью освоил процесс изготовления гипсовых моделей пресс-форм, а с чеканно-граверным делом я был хорошо знаком еще во время учебы в институте.
Когда я приехал в Нахабино, меня приняли с распростертыми объятиями, и не только начальство, но и рабочие порядка трехсот человек. Каждый из них понимал, что от моей творческой и изобретательской деятельности во многом зависит возможность, особенно для женщин, которых было подавляющее большинство, иметь работу поблизости от дома. Я не жалел сил, чтобы оправдать их надежды. Артель, а позднее фабрика получили в моем лице сразу нескольких специалистов: художника, форматора и гравера - и все это на хорошем профессиональном уровне. К тому же я приехал в Нахабино не с пустыми руками, а как невеста с богатым приданым. Со мной была моя кукла «Наташа» - лауреат Всесоюзного конкурса.
Первая моя кукла «Наташа» умела стоять, сидеть, махать ручками и ножками. Уложенная в постельку трехлетней «мамой», она закрывала глазки, а взятая на руки, открыв глаза, говорила «ма-ма». Возможно, такая «Наташа» сохранилась у кого-то из красногорцев?
 |
Настя. Одна из первых кукол, выпущенных после реконструкции производства. 1956 год. |
Кроме того, я привез еще пресс-формы высокого качества, отгравированные собственноручно. Уже на следующий день они были установлены под прессы и начали выдавать первоклассную продукцию, а все уродливые коробки с примитивными куклами в них благополучно были утоплены в большом болоте, занимавшем добрую треть артельного двора. За короткий срок наше производство вышло на уровень лучших фабрик Москвы и области по качеству изделий.
Вспоминаю, как мне приходилось на ходу вносить десятки предложений и полезных новшеств, а также обучать работниц новым для них операциям. Самым ответственным на производстве был цех, где монтировались и вставлялись глазные блоки моей конструкции и расписывались личики кукольного народа. Мною также разрабатывались выкройки белья и платьиц, делались колодки для обуви.
 |
Красногорочка. 1970-е. |
Нахабинские куклы стали пользоваться большим спросом. В результате расширялось производство, были выстроены новые двухэтажные корпуса цехов, склады и другие подсобные помещения.
 |
Загорянка. Коллекционеры уверенно отличают ее от Красногорочки только по этикетке. |
Наша фирменная кукла «Красногорочка» несколько лет красовалась на витрине одного из самых престижных московских магазинов «Подарки», в непосредственной близости от Кремля. Ее охотно покупали иностранцы, о чем в свое время писала газета «Московская правда».
В начале восьмидесятых годов на фабрике выпускалось 120 наименований детских игрушек, в 1993 году общий объем нашего игрушечного царства достигал 1,5 миллиона изделий в год».
Создание кукол было далеко не единственным увлечением этого разностороннего человека. Прежде всего он родился художником. Сохранились его блокноты с набросками, картины, графика, мелкая пластика, однако при его жизни эти произведения выставлялись лишь однажды вместе с другими работами красногорских художников объединения «Лик».
Регулярному участию в выставках мешало то обстоятельство, что у Ивана Петровича не хватало ни сил, ни средств, чтобы оформлять свои работы в рамах и вообще готовить их к экспонированию. К сожалению, пришел в ветхость его дом, построенный когда-то в Нахабине своими руками.
Мы отдаем должное этому человеку, его поистине гуманистической деятельности, с ранних лет прививавшей детям чувства любви, красоты и добра.
 |
Одна из самых популярных "линеек моделей" фабрики в 80х - кукла Лиля. |
Жаль, что столь необходимое производство в начале XXI века кануло в Лету. (от Admina: Игрушки производились по 2002 г., предприятие юридически ликвидировано в 2009 г.)
 |
В начале 90-х на фабрике освоили производство резиновых игрушек. Не пошло. В 1993 фабрика остановилась в первый раз. |
Фабрика игрушки в Нахабине больше не существует, а куклы, которые рождались здесь, теперь лишь предмет гордости коллекционеров. Как этот художник, кукольный мастер, местный папа Карло, пережил ликвидацию своего детища, в которое он вложил столько энергии, творческих сил и человеческой доброты?
 |
Сегодня в здании фабрики (Вокзальная,25) расположился технопарк "Нахабино" |
Иван Петрович Ефимкин прожил долгую жизнь. Он перешагнул свое 90-летие и умер в сентябре 2013 года. И тут самое время вспомнить его слова: «Стыдно признаться, но очень хочется оставить после себя хоть маленький камешек, даже размером с песчинку». Ему нечего стыдиться - он оставил после себя огромное наследство, подарив счастье миллионам детей, которые давно стали взрослыми, но всегда будут помнить игрушки своего детства.
Красногорье №21 Л.Постникова
От редакции. Данная статья представляет собой расширенный вариант публикации А.М.Баранова, напечатанной в литературно-краеведческом альманахе «Диалог поколений», выпущенном в Нахабине.
|