Перейти на главную
 Написать письмо
 Помощь по порталу
 Реклама на сайте

НОВОСТИ ФОРУМ ГАЛЕРЕЯ ОПРОСЫ САЙТЫ ИСТОРИЯ АФИША ГОСТЕВАЯ
» Красногорские вести

admin | 05.02.2004

КВ: Путины из Ильинского

В селе Ильинское, на старинном кладбище, стоят рядом две скромные могилки. На надгробном камне одной написано: «Путин Владимир Спиридонович…», на другом – «Путина Ольга Ивановна». Кто эти люди: однофамильцы президента России, родственники, и если да, то где они жили, чем занимались, знал ли их Владимир Владимирович, когда был маленьким?

Эти вопросы, конечно же, придут в голову каждому, кто окажется вдруг здесь, а ответы на них можно получить в книге Олега Блоцкого «Владимир Путин», вышедшей в минувшем году тиражом 200 тысяч экземпляров в московском издательстве «ОСМОС ПРЕСС». Выдержки из этой книги мы и предлагаем сегодня вниманию наших читателей.

Любая среднестатистическая советско-российская семья историю родственников, как правило, знает, мягко скажем, слабовато, опираясь в своих знаниях исключительно на имена-отчества дедушек и бабушек. ...Но в любой семье всегда находится хоть один человек, который четко удерживает в памяти не только ближайших дядьев и теть, но и всех двоюродных сестер и братьев, а также более далеких родственников. Таким «хранителем родовой памяти» у Путиных является Евгений Михайлович, сын старшего брата Владимира Спиридоновича. ...Евгений Михайлович действительно великолепный рассказчик и многие далекие события помнит отчетливо и ярко.

Вот история семьи Путиных в его изложении: – Дедушка, Спиридон Иванович, родился 19 декабря 1879 года в Поминово, а бабушка, Ольга Ивановна, в девичестве Чурсанова, — в июне 1886 года в той же деревне. Вообще-то в то время жители Поминово носили преимущественно фамилии Путины и Чурсановы. Дед, когда был пацаном, хорошо учился в местной церковно-приходской школе. В пятнадцать лет его отправили в Питер получить профессию повара. Наукой этой, которая тогда очень серьезно была поставлена, он овладевал около пяти лет. Затем дедушка работал в солидных ресторанах, среди которых была и «Астория» на Гороховой. Причем хозяин даже направлял дедушку куда-то на дополнительную учебу. По-моему, он ездил изучать кухню в Польшу.

Вообще-то Спиридон Иванович был очень смышленым и работящим парнем. Бабушка рассказывала, что в то время дедушка каждый месяц получал сто рублей золотом. По тем временам за просто так повару подобные деньги платить не стали бы. Из них бабушка пятьдесят рублей откладывала в банк, а на оставшиеся деньги они и жили всей семьей. До революции у Путиных уже было четверо детей. Их старший сын Михаил, мой, кстати, отец, родился в Петербурге в июле 1907-го, Владимир – в феврале 1911-го, Алексей – в 1913-м, а затем, в 1915 году, родилась дочь – Анна. Семья жила на Гороховой, недалеко от «Астории», снимая квартиру.

Бабушка рассказывала, что дед никогда ничего не приносил с работы – это вообще исключалось. Исключалось полностью! Но хозяин на праздник обязательно собирал гостинцы, и мальчик-рассыльный доставлял корзину к ним домой. Дедушка вспоминал, что держались они за работу в те времена изо всех сил. Не дай Бог волосок какой-нибудь попадет клиенту в тарелку. О работе не только в этом ресторане, но и во всех приличных заведениях города можно было бы тут же забыть. Ведь в то время хозяева, нанимая на работу людей, непременно собирали о них информацию: кто, откуда, как работает, каков характер. Подобная практика была не только очень строгой, но и повсеместной. И без этого «сита» на приличную работу было не устроиться. В то время система рекомендаций от прежних хозяев для будущего трудоустройства работника была очень важна.

Кстати, дедушка рассказывал, что он видел Гришку Распутина. Тот как-то приехал в ресторан с компанией, и именно деду поручили для них что-то приготовить. Когда застолье закончилось, Гришка вызвал его к себе. Дедушка так этот эпизод вспоминал: «Страшила страшилой, но рубль за работу подарил».

В шестидесятые годы прошлого века, во время так называемой «оттепели», я спрашивал у дедушки о революции и о том, как все-таки она происходила в Петрограде. – Да никак, – отвечал он, – народ ликовал, что революция произошла. – Почему? – Потому что везде заправляли немцы. Они были везде. Да еще война шла с немцами. Поэтому народ ликовал, когда такую власть стали крушить. Точно знаю, что в первый послереволюционный год дед с семьей еще жил в Питере. А потом, когда в городе стало голодно, они уехали в Поминово, чтобы хоть как-то на деревенских харчах прожить. Ведь все деньги-то, которые в банке были, после революции пропали, а в Петрограде был голод.

Именно в Поминово в марте 1920 года родился Александр Спиридонович, а самая младшая в семье, Людмила, появилась на свет в 1926 году, но уже в Подмосковье. Насколько знаю по рассказам, в деревне дедушка пробыл недолго и переехал в Горки, где работал у Надежды Константиновны Крупской и сестры Владимира Ильича Ленина — Марии Ильиничны. Он был там поваром до самой их смерти. Великая Отечественная война, конечно, нанесла непоправимый ущерб нашей семье. У Спиридона Ивановича было четверо сыновей. Все они ушли на фронт, и все воевали на передовой. Двое погибли, дядя Володя (отец нынешнего президента России. – О.Б.) выжил, но стал инвалидом, и только дяде Александру повезло. Впрочем, давайте обо всем этом по порядку. Папа мой, Михаил Спиридонович, который с семьей жил в то время в Сталиногорске (ныне Новомосковск), в первые же месяцы войны был призван в армию.

Уже оттуда, из формирующихся частей, он написал своей маме, Ольге Ивановне, письмо, что их подразделение находится в Клину. Нам же, на наш адрес, писать было бесполезно, так как мы в то время уже находились в оккупации. Немцы захватили Сталиногорск. Ольга Ивановна тут же поехала к сыну, но получилось так, что она приехала в Клин днем, а буквально за несколько часов до этого – утром – часть в спешном порядке бросили на фронт. Получается, что бабушка моего отца так и не увидела. После войны мы посылали различные запросы во всевозможные инстанции, но везде ответы были неутешительными. Я до сих пор не знаю, как погиб мой отец, когда и где он похоронен. Ничего не знаю. Уже потом, став взрослым, я интересовался тем периодом войны, книги читал, и у меня сложилось впечатление, что папа служил в ударной армии, которая билась до последнего под Великими Луками в декабре 1941 года.

Мой дядя и папин брат Алексей из Поминово приехал к нам в Сталиногорск, жил некоторое время у моих родителей, а затем устроился на шахту. Когда началась война, его призвали в армию, он ушел на фронт, и о его судьбе тоже до сих пор ничего не известно. Дядя Александр перед войной закончил десятилетку, поступил в 1939 году в Плехановский институт, и его с первого же курса призвали в армию на срочную службу. Он хотел отслужить и, конечно же, продолжить учебу в институте. Но его отправили в Монголию, а потом, во время войны, в сорок втором, перебросили на Западный фронт сражаться против фашистов. Хорошо помню, что именно тогда он гостил у нас несколько дней проездом на фронт. Дядя Александр прошел всю войну и закончил ее в 1945 году в звании лейтенанта.

В 1946 году он вновь приехал к нам, но теперь уже в отпуск. Потом дядя поступил в Автомобильную академию им. Кагановича, закончил ее и сначала служил в Коврове, а затем преподавал в Рязанском автомобильном училище. Сейчас он уже в отставке. У Анны Спиридоновны судьба сложилась трагически. В первый год войны ее муж, Петр Шеломов, пропал без вести, а Анна вместе с сыном Геннадием, который родился в 1938 году, оказалась сначала в оккупации, а затем прошла весь ужас фашистских концлагерей в Прибалтике, где люди умирали от голода и холода тысячами ...Спасло Анну Спиридоновну и ее сына лишь то, что из концлагеря их забрали немцы для работы на своей ферме в качестве батраков. После войны Анна Спиридоновна работала сначала на стройке, а затем проводником в поездах дальнего следования. Она всю жизнь вкалывала и тянула семью изо всех сил. Тяжелая у нее сложилась судьба. Очень тяжелая!

Людмилу Спиридоновну, когда началась война, призвали на трудовой фронт. Потом она вышла замуж и работала в Жуковском. В детстве, до войны, с марта до осени я практически все время проводил у дедушки с бабушкой, но к осени возвращался домой. В 1941 году отец ушел на фронт, а мы с мамой, Татьяной Дмитриевной, остались в Сталиногорске. В том же году его захватили немцы. Помню, как в наш дом пришли солдаты. Были уже холода, и мы ютились на небольшой кухоньке около плиты. Маму фашисты выгнали из этой кухоньки, а меня оставили. Помню, дали мне шоколад- ку, а сами, раздевшись до пояса, стали прямо над плитой трясти свои рубашки. Вши, как пыль, летели на раскаленную плиту и трещали, трещали, трещали, сгорая на ней. Наутро солдаты из дома ушли. В городе фашисты пробыли недолго, может быть, с месяц. Двоих наших жителей они повесили. Причем один из них был отцом моего школьного друга.

Потом, когда наши войска выбили немцев из города, мама, устроившись на работу, отвезла меня к бабушке, где я и жил постоянно до 1948 года. Так что через некоторое время бабушку, Ольгу Ивановну, я стал звать мамой, а дедушку, Спиридона Ивановича, – старым папой. Семейная черта Путиных, которая передалась и Володе, – предельная честность. Спиридон Иванович с 1940 года работал в пансионате «Ильичево», который принадлежал Московскому городскому комитету партии и находился в селе Ильинском Красногорского района Московской области. До этого он трудился в партийном санатории в Горках, где жили родственники Владимира Ильича Ленина: жена – Надежда Константиновна и сестра – Мария Ильинична.

В «Ильичево» Спиридон Иванович был старшим поваром и «кормил» многих видных партийных деятелей той эпохи. Но он ни разу не воспользовался своими высокими знакомствами для того, чтобы хоть как-то улучшить свою жизнь или помочь своим детям. Спиридон Иванович считал, что каждый должен всего добиваться исключительно личным трудом. Мы жили в небольшой двухкомнатной квартире, которая находилась на территории санатория. Положа руку на сердце, надо признать, что в те времена, когда хорошие продукты были тотальным дефицитом, работники общепита тащили домой все, что только можно было взять. Спиридон Иванович о подобном и помыслить не мог. Более того, он внимательно следил, чтобы и работники у него – а таких было более двадцати человек – трудились исключительно честно. Он был очень принципиальным и строгим человеком. Любил ходить в хромовых сапогах, заправляя туда брюки, носил френч, а на голове – обязательно фуражка. Может быть, это покажется странным, но дома дедушка вообще ничего не готовил. Наверное, уставал от этого на работе. Так что кухней заведовала Ольга Ивановна.

Она была очень доброй, умной, живой и подвижной женщиной. Бабушка или по дому постоянно хлопотала, или огородом занималась. У нас был маленький огородик возле речки, на котором она постоянно пропадала. Дед же огорода не касался. Ему по душе была рыбалка. Спиридон Иванович ее просто обожал и рыбачил почти до самой смерти. И ведь никто в то время даже не говорил, что работа на свежем воздухе укрепляет здоровье и продлевает жизнь. Работали, потому что надо было кормить себя, да и вообще – так надо было. Тяга к ежедневному труду у них была природная.

К слову сказать, трапеза в представлении дедушки – очень серьезный ритуал. Он осуждал всякие там закусочные, где можно было перекусить по-быстрому, на бегу. Помню также, что у деда все завтраки, обеды, ужины были строго расписаны по времени. Допустим, обед в час. Пришел – значит поел. Не пришел – ходи голодный. Специально для тебя никто на стол накрывать не будет. Помню, садимся пить чай. Пили по-старинке – всегда у самовара и из блюдечек. А на дворе лето, бегаешь в одних трусах. Но пришел домой – обязательно одеваешься и только потом садишься за стол. Чаепитие у нас было таким семейным, почти торжественным, ритуалом.

Дед очень много курил. Пить – не пил. Я никогда не видел его пьяным, хотя вина у нас было много. В компании дед никогда не ходил. Не любил. Он книгочеем был. Очень много читал, столько читал, что представить невозможно. О газетах, журналах даже и не упоминаю. Он очень любил Гоголя читать. Очень. Интересно еще и то, что до последних лет жизни бабушка и дедушка были в полном уме. Ольга Ивановна даже помнила царские цены. К слову сказать, ее старшая сестра, тетя Даша, прожила 104 года, а сама бабушка дожила до 90 лет.

Надо сказать, что все Путины очень трудолюбивые. Спиридон Иванович трудился практически до восьмидесяти лет и окончательно ушел на пенсию только в конце пятидесятых годов ХХ века. Умер он в 1965 году в возрасте 86 лет.

Его похоронили рядом – на Ильинском кладбище Красногорского района. Насколько мне известно, сейчас за могилками родителей присматривает Людмила Спиридоновна, которая живет неподалеку от Ильинского, в селе Раздоры.

«Красногорские вести» (Красногорск), 05.02.04

Комментарии
Администрация Портала оставляет за собой право удалять некоторые комментарии.
"
ГОРОД КРАСНОГОРСК

Знаете ли Вы, что Красная горка - дачный кооператив, давший свое название городу?

Общая информация
Администрация района
Депутаты
Карты города и района
Телефонный справочник
Красногорск
Опалиха
Нахабино
История города
Красногорская земля
Город Красногорск
Отдельные публикации
Отдельные публикации
Депо Нахабино
Данные по району
Красногорск официально
Депутаты
Общественные приемные
Приемные Администрации
Статистика за 2003 год
Всяко-разное
Стихи о городе NEW
Тест на знание истории
Тест на патриотизм
Разные публикации
Рекламный блок
Регистрация / вход
 Зарегистрируйтесь!
 Забыли пароль?
 Вход:
Ник:
Пароль:
  Powered by XOOPS © 2001-2003 The XOOPS Project  
 
Красногорск. Информационно-справочный портал Красная Горка

© Городской портал "КРАСНАЯ ГОРКА" 2002-2014
Авторы: Александр Поздеев, Юдкин Денис