В конце 1947-года Совет Министров СССР принимает решение о строительстве в Москве и Киеве заводов по производству сухой гипсовой штукатурки. "Московский" завод решено построить в Красногорске - имеются свободные площади, близость к столице, удобный доступ к реке и железной дороге.
В феврале 1948-го года Красногорский райисполком выделяет под строительство Павшинского комбината термоизоляционных и гипсовых изделий (ТИГИ) участок между Ильинским шоссе и Москвой-рекой, принадлежавший ранее Павшинскому механическому заводу, а для организации подъездных путей будущему заводу передавалось 3.25 га из земель колхоза им. Никиты Хрущева.

Под строительство строительства каменных и деревянных 2-этажных домов для работников завода был выделен участок между Волоколамским шоссе и станцией Павшино. Это была болотистая местность, где собирали клюкву и добывали торф. В 1950-м первые заводчане справят новоселье в поселке СГШ. (Подробнее про историю СГШ. Автор Михаил Старостин.)

Строились быстро. Уже в 1949 на заводе устанавливается немецкая технологическая линия (репарационный заказ). А 15 июля 1950 года на стройки столицы была отправлена первая партия сухой штукатурки. Теперь эта дата считается днем рождения ТИГИ.
Но вернемся в 1948-ой.
Зимой на стадионе смонтировали освещение и по вечерам там начал работать каток. Отменное качество льда, которое достигалось заливкой артезианской водой, высоко ценилось специалистами. На стадионе не раз проводились соревнования по конькобежному спорту всесоюзного уровня. На стадионе тогда не было раздевалок и участники соревнований переодевались в автобусах.
В конце зимы колхозный рынок решили перенести из центра города от дома №141 (ул. Советская, 2) на окраину,площадку у магазина №7 (ул. Октябрьская, 6). Там рынок просуществует до 1955-го года, пока опять не станет мешать росту города и будет перенесен на свое сегодняшнее место у станции Павшино.
В заводском клубе после вывода оттуда парикмахерской и других сторонних организаций разместился детский клуб. Через некоторое время он переедет в дом напротив (ул. Первомайская, 6).

А рядом с клубом к 70-летию "гениального вождя всех народов" был установлен памятник Сталину. Памятник простоит до 1956-го года.

В это время в одной из комнат клуба, на первом этаже, открылась вновь бильярдная. До войны эта игра была популярна в городе. С первых дней бильярдная не вмещала всех желающих. Одни приходили играть, другие пока посмотреть. А посмотреть было на что! Среди игроков была небольшая группа просто виртуозов, некоторые с довоенным стажем. Особенно славился своей игрой парень лет двадцати, симпатичный блондин, аккуратно одетый, даже франт. Игроки и знакомые звали его Сенька, а на самом деле он был Семен Ермаков. Жил он недалеко от клуба в доме №147 (Первомайская, 11, по новой нумерации), работал столяром в деревоотделочном цехе завода №393. Не уступал ему и Александр Тимофеевич Азаровский, представитель старшего поколения.
Бильярдная работала круглый год, пока находилась в клубе, а после перевода в парк - только летом. Занимала она там помещение бывшего тира. Рядом, под открытым небом, установили бильярдные столики для игры металлическими шарами. Но это уже был прокат за плату для подростков.
В марте проходила проверка торговли в городе, которая выявила серьезные недостатки. В течение последних двух месяцев в продовольственных магазинах отсутствовало мясо высших сортов, не было овощей и фруктов. В промтоварных магазинах не было кожаной и резиновой обуви. Торг не сумел как следует организовать торговлю керосином, горисполком дал неудовлетворительную оценку работе торговой сети.
Но несмотря на недостатки в торговле, в магазинах города появились продукты, о которых забыли во время войны. Один из таких - докторская колбаса. Впервые она появилась в продаже в 1936 году. Производство ее было налажено на Московском мясокомбинате имени А.И.Микояна по рецепту, рекомендованному Народным комиссариатом здравоохранения. Предназначалась колбаса в качестве диетического питания «больным, имеющим подорванное здоровье в результате гражданской войны и царского деспотизма». Отсюда и название: «лечебная» - значит «докторская». А также сыр рокфор, имеющий острый вкус и запах.

И, конечно, мороженое на палочке в шоколаде и без него под названием эскимо. Это было настоящее лакомство не только для ребятишек. Выпускать его начал в 1937 году только что построенный в Москве хладокомбинат по предложению того же А.И.Микояна. В Красногорске такое мороженое можно было купить у «Гастронома» на Советской и у «Бакалеи» на Пионерской, а летом - в парке.

В апреле 1948 года горисполком утвердил мероприятия по строительству новых жилых домов. КМЗ должен был произвести работы на сумму 1800 тыс. руб. и ввести в эксплуатацию 2000 кв. м. жилой площади, в том числе на Брусчатом поселке построить два 12-квартирных дома (Парковая 13, 14) и закончить еще три таких же на Центральном проезде.
В апреле Павшинскому механическому заводу выделяется участок в 3.5 гектара для строительства стадиона в поселке Павшинского механического завода (сейчас - стадион "Машиностроитель").

В мае горисполком удовлетворил ходатайство Краснопресненского лакокрасочного завода о строительстве детского сада у прудов в Райцентре.
Хорошие вести приходили с Красногорского завода №393. 30 апреля 1948 года в опытном цехе собрали первый промышленный образец проникающего электронного микроскопа(ПЭМ), получившего название «ЭМ-3».
Разработка его после войны началась в Ленинграде в Государственном оптическом институте (ГОИ). Освоение нового прибора проходило на КМЗ. Вместе с учеными ГОИ над этим работали заводские конструкторы Е.Т.Горелов, М.Г.Иванов, Б.А.Иванов и ряд других. Общее руководство осуществлял академик А.А.Лебедев.
(от Admina - к сожалению об этой разработке очень мало информации. Фотка слева - единственное найденное изображение микроскопа. На сайте КМЗ отделались только бездоказательным словом "уникальный". Нашел только то, что первый серийный ПЭМ все-таки построили немцы в 1939-м, а советские лаборатории в начале 50-х были безумно рады если заменяли ЭМ-3, на УЭМ-100 )
В июне на заводе создается центральное конструкторское бюро (ЦКБ) по разработке новых оптических приборов для оснащения армии и выпуска товаров народного потребления.
В мае, "по просьбам трудящихся", райисполком принял решение об открытии маршрута пассажирского такси: село Павшино - село Петрово-Дальнее. "Маршрутным такси" эту линию назвали из-за того, что вместо автобусов (в послевоенное время на них был страшный дефицит) на маршрут выпускали "полуторки с лавками". Четыре грузовика автоколонны №49 курсировали с 6 часов утра до 21 часа вечера.

В это же время совместными усилиями жителей 500-го поселка и дач работников Калининской железной дороги (сейчас СНТ "Железнодорожник") велось строительство небольшой железнодорожной платформы. Располагалась она у переезда 25 км, рядом с деревней Ивановское и получила название "о.п. 25 км".
Через 18 лет платформа перестанет соответствовать железнодорожному СНиП (поворот рядом с о.п.) поэтому в 1964 -м будет перенесена на 150 метров западнее и получит собственное имя "Красногорская". А сам переезд "25-й км", как не соответствующий нормам безопасности закроют до конца 1949-го.

Летом, как известно, - пора ремонтно-строительных работ и благоустройства, райисполком 1 июня обсуждал проект реконструкции центральных входов в городской парк и на стадион. Эти объекты находились на балансе профсоюзной организации завода. Проект утвердили и предложили профкому в соответствии с ним провести работы в текущем году, с привлечением работающих на заводе. В принятом решении и документах предприятия впервые завод №393 назвался КМЗ.

В конце июня начались работы по благоустройству Волоколамского шоссе к Дню авиации 11 июля. Этот общесоюзный праздник был установлен 28 апреля 1933 года и с тех пор проводился на Тушинском аэродроме. На нем присутствовали И.В.Сталин и члены правительства. В Красногорске в этот день с утра шоссе от второй проходной КМЗ до Волоколамского шоссе заполнялось народом, идущим на Пенягинскую горку в район Дачного поселка и берег реки Москвы у села Спас, чтобы посмотреть праздничное зрелище. В жаркую погоду там деревенские мальчишки торговали из ведер колодезной водой: 10 копеек кружка, за рубль - досыта.
В июле 1948 года в Нахабине открылась Московская государственная двухгодичная школа руководящих кадров колхозов (потом она будет называться совпартшколой, затем московским учебным центром «Нахабино»).

Подготовка специалистов для сельского хозяйства началась в историческом месте – на землях усадьбы усадьбы Сергея Морозова – племянника известного промышленника Саввы Морозова. Теоретические аудиторные занятия слушателей проводились в бывшем господском доме усадьбы, а практические навыки в области химии, агрономии, механизации сельского хозяйства приобретались в учебном подсобном хозяйстве. В 1950 году был произведен первый выпуск учащихся школы в количестве 166 человек, с присвоением звания «техника-организатора колхозного производства».
Исполком Красногорского горсовета в начале июня принял решение о расширении территории парка и стадиона. В этих границах они существуют в настоящее время. С весны на стадионе шли работы по сооружению западной трибуны на 3,5 тысячи мест.

На одном из заседаний в июне обсуждался вопрос о состоянии жилого фонда в рабочих поселках МПС на станции Павшино и Тушинского завода №500. И до войны их содержание вызывало много нареканий, а теперь положение было почти катастрофическим. В домах железнодорожников в течение последних лет ремонт не производился. Протекали крыши, полуразрушены кухонные помещения, санузлы не работали, выгребные ямы переполнены, общественные туалеты во дворе без дверей. За водой жители ходили в село Павшино.
Такое же положение было в поселке завода №500. В домах №2 и №7 нижние перекрытия местами сгнили, в домах №1 и №5 - осадка фундамента, полы перекошены. Один из бараков пришел в полную негодность. Такие факты приводились на заседании. Потребовались большие усилия горисполкома,чтобы ведомства, которым принадлежали поселки, начали проведение требуемых работ.
В сентябре открывается новое здание школы №1 на Первомайской улице, что дало возможность города ликвидировать третьи смены в остальных городских школах.


В продаже впервые появились шариковые ручки. Но новинка тогда не прижилась, причин несколько. Шарики оказались вовсе не шариками, а произвольными геометрическими телами, да и чернила были не лучшего качества (делали их из подкрашенной смеси … касторки с канифолью, которую до этого использовали для травли мух). Не разрешалось ими заполнять бланки различных документов, писать заявления и прочее. Неудобны, были тоньше простого карандаша, требовали заправки пастой, портился почерк у учащихся. Поэтому в школах запретили ими писать. (от Admina - на самом деле, тот "ужас на крыльях ночи", который выпускал Куйбышевский шарикоподшипниковый завод, появился в продаже в 1949-м. )
Шариковые ручки вернутся в 60-х годах и, как покажет время, навсегда «похоронят» четкий и красивый почерк. Настоящий каллиграф станет большой редкостью.
Осенью и зимой 1948 года горисполком вынес ряд решений по улучшению работы учреждений здравоохранения, в частности принимаются меры по улучшению положения больных туберкулезного санатория ночного пребывания (ул. Первомайская, 9). Большинство больных в ночное время пока там не находились. После работы, поужинав, уходили домой. Не организована была круглосуточная работа медперсонала, не проводилось в полном объеме лечение.
Станция скорой медицинской помощи, расположенная в поликлинике (ул. Октябрьская), испытывала трудности с транспортом. Гараж КМЗ не всегда мог выделить автомашину, и тем более, приспособленную для перевозки больных, горисполком ассигнует 16 тысяч рублей для приобретения специальной автомашины медпомощи.
Городскую власть беспокоило и положение в детском доме. На 45 воспитанников имелось только 20 пар валенок, а приобретенные зимние пальто оказались низкого качества. 13 учащихся не успевали в школе. В изоляторе проживали сотрудники детдома. Были приняты меры по оказанию медпомощи детскому дому со стороны горисполкома и КМЗ. Несколько раньше состоялось решение о строительстве нового помещения.

Зимой горисполком обсуждал положение дел в образовании. Успеваемость за первую четверть составила 78,5%. 805 человек не успевали из 3740 учащихся. Наибольшее число отстающих было по русскому языку и литературе, особенно в 8-10-х классах. Например, из 41 ученика 10-х классов с контрольным диктантом по тексту РОНО справилось только 10 человек, и ни один учащийся не написал на оценку «5». А из 207 учащихся выпускных 7-х классов справились с контрольной работой по русскому языку 139 человек. На заседании горисполкома приводились и другие примеры. Приняли решение по ограждению территории школ и детских учреждений. Во время войны ограды были расхищены на дрова и возведение сараев.
В конце декабря Павшинскому механическому заводу отвели участок за Калининской железной дорогой (сейчас Москва-Рига) для строительства ФЗО на 200 человек. И участок жилищному кооперативу «Новый быт» КМЗ в Ново-Губайлове под строительство 19 жилых индивидуальных домов. Управлению военного снабжения МВД СССР разрешили строительство мастерских на Теплом Бетоне.

В 1948 году в городе навсегда замолчал заводской гудок, он будил по утрам жителей с 1926 года. К нему привыкли, и поэтому стало немного грустно.
В ноябре, в соответствии с постановлением Совмина СССР "О дальнейшем переселении колхозников и другого населения в колхозы и совхозы Калининградской области", 22 семьи добровольно переселены в Калиниградскую область.
К декабрю 1948-го в селах и деревнях Красногорского района было полностью восстановлено радиовещание.
Закончился третий послевоенный год, он явился важным шагом вперед. Трудности оставались, но было большое желание их преодолеть. Самой острой нуждой по-прежнему было жилье. В 1948 году объем промышленного производства в стране превзошел довоенный уровень. На это потребовалось около двух с половиной лет.
Лев Веселовский
|