КВ: 80 лет со дня запуска первой советской ракеты (видео)
В апреле 1930 года Ф.Цандером и С.Королевым была создана как общественная организация при Бюро воздушной техники «Осоавиахима» группа для изучения реактивного движения (ГИРД), которая свою деятельность начала с разработки ракетоплана РП-1 с жидкостным ракетным двигателем ОР-2.
ГИРДовцы быстро доказали актуальность и перспективность своих планов и уже в апреле 1932 года получили государственную поддержку. Центральный совет «Осоавиахима» выделил для ГИРДа помещение в Москве и оказал финансовую помощь. Это дало возможность создать конструкторское бюро из четырех проектных бригад, производственные мастерские со штатом конструкторов и рабочих и позволило резко расширить тематику исследований. К концу 1932 года в ГИРДе разрабатывалось уже 8 сложных проектов ракетных двигателей и летательных аппаратов.
Руководителю второй бригады М.Тихонравову было поручено разработать ракету, получившую обозначение «Объект 09». Ученый нашел оригинальное конструктивное решение. Он создал ракету, двигатель которой работал на горючем, состоявшем из твердого бензина и жидкого кислорода. Бензин представлял собой вязкую массу, заранее помещенную в камеру сгорания двигателя. Он намазывался толстым слоем изнутри камеры и удерживался у ее стенок металлической решеткой, которая защищала их от пламени в течение почти всего времени работы двигателя.
Так удалось решить самую сложную тогда проблему - охлаждение двигателя во время полета ракеты. Жидкий кислород выдавливался из бака в камеру сгорания под давлением собственных паров.
Одновременно с созданием ракет шло строительство пусковой площадки на военно-инженерном испытательном полигоне в Нахабине.
17 августа 2013 года исполняется 80 лет со дня эпохального события -успешного запуска с нахабинского военно-инженерного полигона первой советской ракеты конструкции М.Тихонравова ГИРД-9, работавшей на жидком топливе.
Вот что вспоминал об этом историческом событии Николай Иванович Ефремов, сотрудник ГИРДа:
«17 августа. На испытания поехали немногие, что способствовало деловой обстановке.
Ракету, длина которой составляла 2,4 м, диаметр 1,80 м, стартовая масса 19 кг, причем на долю топлива приходилось 7,82 кг, по Москве транспортировали в обычном трамвае, обернув ее газетой.
В Нахабино ее доставили на пригородном поезде. На полигон этот драгоценный груз несли на руках. На полигоне ракету готовили не спеша, проверялся каждый агрегат по нескольку раз, и только к вечеру закончили подготовку.
Ракета заправлена бензином, ее опустили в пусковой станок. Проведена заливка жидкого кислорода, одет носовой обтекатель. Начинает нарастать давление в кислородном баке от паров кислорода. Теперь надо ждать и следить по манометру, установленному на ракете, до пускового давления в 18 атм.
Стрелка манометра остановилась на цифре 13,5 и не хочет больше двигаться. По струйке паров видно, что пропускает предохранительный клапан и давление больше не поднять. Устанавливается своеобразное равновесие. Что делать?
Решаем произвести запуск, правда, ракета не достигнет расчетной высоты, но это при первом пуске не имеет принципиального значения. Главное - полет, в котором будет проверена работа всех агрегатов.
«Добро, пускаем!» - решает Сергей Павлович Королев. Идем в блиндаж. Становлюсь у пульта управления, рядом вплотную становится Сергей Павлович. Смотровое окно узкое, и мы стоим очень плотно, чтобы видеть ракету и пусковой станок.
Команда «контакт», и сразу же толкаю от себя рукоятку пускового крана. Взрыв! Зазвучал приятный «голос» нашего двигателя, и первая советская ракета медленно начала подъем. Затем будто зависла на верхнем срезе пускового станка. Впечатление такое, что она зацепилась за концы направляющих труб и только после этого ринулась ввысь. Летит!!! Мы бросились к выходу, чтобы следить за дальнейшим ее полетом.
Нас охватило чувство, которое трудно даже описать. Тут и нервное напряжение, накопившееся за все предпусковое время, и восторг, и радость, и еще что-то... Словом, эмоций больше, чем нужно. Состояние полной отрешенности от всего окружающего, все внимание только туда - в вышину.
Ракета поднялась примерно на 400 м и повернула к земле. До земли ракета летела с работающим двигателем и разрушилась от ударов о деревья. Ракету увидели издали, она разломилась на несколько частей. Из сопла все еще струился дымок...».
Это событие нашло отражение в гербе и флаге городского поселения Нахабино, на которых изображена взлетающая серебряная ракета.
В 1966 году на месте старта первых советских ракет были установлены гранитный обелиск с силуэтом ракеты и надписью «На этом месте в 1933 году были запущены первые советские ракеты «09» и «ГИРД-Х», Королев СП., Цандер Ф.А., Тихонравов М.К.», а также копии пускового стана и ракеты.
По своей сути, нахабинский военно-инженерный полигон является объектом культурного наследия Российской Федерации - достопримечательным местом, связанным с историческими событиями и жизнью выдающихся исторических личностей.
Ю.Фокин, , ветеран ракетных войск стратегического назначения, полковник в отставке.
Re: КВ: 80 лет со дня запуска первой советской ракеты (видео
Площадка с памятником в свободном доступе, но подъехать на машине к ней не удастся. Последние метров триста, придется идти пешком по лесной тропинке, уходящей вправо от КПП вдоль ограждения полигона. Задавать уточняющие вопросы часовым, как правило бессмысленно они знают лишь "большую ракету" (см.ниже), лучше спрашивать у офицеров, если они есть поблизости про "королевскую площадку, с памятником". Ссылка на карту.
За КПП есть еще одна ракета-памятник, гораздо более крупная по размерам, относящаяся к 50-м годам прошлого века. Пешком пройти к ней можно, несмотря на то, что она стоит на территории полигона.