admin |
17.01.2013
КВ: О крещенской воде и крещенском купании
ЗЫ(от Админа): Не очень приветствую церковные темы, но для "ликбезов" проводимых настоятелем Успенского храма Константина Островского всегда делаю исключение. Нравится, что человек говорит нормальным доходчивым языком и не прячется за стеной из цитат Святого писания.
– Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно.
Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее: «…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов).
Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.
В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой, значит, требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».
По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати.
Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в мкр Опалиха Красногорска, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.
Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды.
Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином.
Ну а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в проруби, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно.
Одна наша прихожанка – морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа.
Был случай, когда пожилой иеромонах – я его знал – решил вылить на себя 10 ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер – не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.
Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном – взбадривает холодная вода, но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, причастится ли Святых Христовых Таин.
Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.
В жизнеописании праведного Алексия Мечева я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку.
«Батюшка, он ее с супом ест», – пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», – ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.
Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм.
Константин Островский, настоятель Успенского храма Красногорска, благочинный церквей Красногорского округа Красногорские вести
Где окунуться в иордань?
Несмотря на бурные споры на тему пользы и вреда Крещенских купаний, многие не мыслят праздника Крещения Господня без этого экстремального обряда. Мы узнали, где на территории Красногорского района будут организованы иордани. Отдел ГО и ЧС администрации Красногорского района дал список исторически сложившихся мест купания:
Красногорск, ул. Райцентр, Ивановские пруды; Красногорск, мкр Опалиха, ул. Опалиха, водоем на территории Елизаветинского храма; нижний пруд в дер. Нефедьево; пруд на территории «Москоу Кантри Клаб»; с. Ильинское, вблизи моста через р. Москва (левый берег около ресторана «Русская изба»); с. Николо-Урюпино, пруд на р. Липка; пос. Отрадное, на территории ООО «Конкур клуб «Отрада».
|