admin |
25.01.2011
Шаманам-краеведам: Синий камень
Мало кто знает, что почти на самой границе Красногорского района существует уникальный памятник природы - Велесов(Синий) камень.
По ученому, такие объекты называются "историко-культурные камнями", а "наш" красногорский камень интересен также и тем, что является одним из шести подтвержденных Синих камней в Подмосковье.
Камень размером приблизительно 3х1,5 м находится в лесном массиве между деревнями Веледниково и Новинки, рядом с заросшей дорогой. Интересно то, что своей широкой стороной он ориентирован практически по линии восток-запад. Расположенное в 2,5 км на юго-юго-запад городище Дятлова Поляна, также укрепляет в мысли, что камень – не просто остаток ледниковой морены.
Вполне возможно, что два тысячелетия назад, жители городища ходили на этот камень для совершения своих ритуальных обрядов. Место, где лежит камень, было некогда сильно заболочено – еще один из признаков святилищ.
Что такое Синий камень? Эти культовые камни пришли к нам от мерян – фино-угорского племени, населявшего большую часть современных Ивановской, Костромской и Ярославской областей. Несмотря на то, что в названии многих поклонных камней прослеживается явная аналогия с синим цветом, большинство из них вовсе не синие. Разные источники указывают на разное происхождение слова, так одни говорят о финском божестве Укко, другое имя которого «Сини Витта» (синяя накидка), другие ищут синонимы в похожем по звучанию слову «глаз» на марийском, удмуртском и коми языках (глаз – чашка на поверхности камня). Но большинство связывают Синие камни с загробным миром, точкой перехода из мира людей в потусторонний мир и богом Велесом-Волосом.
Велес – бог скотоводства, богатства, торговли. Его олицетворениями в разные времена были змея и медведь. Вполне возможно, что изначальное славянское название медведя было как-то созвучно с именем бога, но в дальнейшем из-за табу упоминания Имени всуе, трансформировалось в современное «медведь». Некоторые исследователи полагают, что и слово «волхв» произошло оттого, что служители Велеса, во время обрядов, надевали на себя звериные шкуры мехом наружу и становились волосатыми или «волохатыми».
На поверхности камня видны углубления-чаши, в которых после дождей или во время таяния снега собиралась вода, считавшаяся целебной. Если напоить или просто натереть такой водой скотину, то она избавится от болезней или даст хороший приплод, у нее повысятся надои молока. Но не только ради сбора воды древние люди могли использовать чашки: в них же приносились и жертвы Велесу. Не подумайте ничего плохого, Велес, в отличие от Перуна, был не кровожадным богом и вполне довольствовался несколькими собранными колосьями в поле, соком фруктов-ягод из нового урожая, молоком.
Координаты историко-природного памятника: N 55° 47.973' E 37° 8.465'. Но и не затягивайте с его посещением. Некий эстет уже намечает колышками границы котлована, видимо с целью достать камень и украсить им свое скромное жилище. Трудно представить истинные размеры камня и его вес, заставивший всю эту махину практически сравняться с уровнем земли, погрузившись в топь под собственным весом.
По материалам сайта Геокешинг. Фотографии с сайта Laizy Shturman's notes
|