admin |
20.05.2004
Губернiя: Без хозяина.(Какая судьба ждет музей-усадьбу "Архангельское")
Без хозяина в доме все равно, что без семьи — плохо. Мы же хотим задаться вопросом: что делать, когда, образно говоря, без семьи, без отчего, родного дома остается целый народ? Астролог Михаил Левин еще в 2007 году предрекал русскому народу быть рассеянным по миру, наподобие евреев... В чем согрешили перед Богом и мировой человеческой историей русские, оказавшись в столь печальном положении на пороге XXI века, и что надо всем нам сделать, чтобы полюбить свою страну, свою историю, наконец, друг друга? А ведь все начинается с любви и уважения к самому себе, прежде всего...
Размышляя над этими вопросами, мы приходим к выводу, что очень уж примитивно понимаем эти самые любовь и уважение к самим себе и не замечаем, как превращаемся в монстров, плохо понимаемых и оттого подчас ненавидимых остальным миром. Итог таких нелюбовных отношений один — если не тюрьма, то сума...
И вправду, нынче русских, кажется, больше за границей, а там, где недавно еще горел родной очаг, чаще — пепелище да воронье...
Вот и еще один очаг истории и культуры нашей великой Родины, из которого можно черпать бесконечно художникам, философам, музыкантам, едва начав дышать, в последние годы вновь переживает кризис.
— Я не понимаю, откуда идет эта тенденция?.. — удивляется мой собеседник директор Государственного музея-усадьбы «Архангельское» Владимир Длугач. — Существует же постановление правительства Московской области 2001 года! Оно определило границы охранных зон. В этих границах прописаны все режимы использованиятерриторий,которые входят в эту зону. В том числе территорий памятников.
Читатель, вероятно, уже наслышан о том, что на территории памятника в «Архангельском» разрешено и уже ведется строительство коттеджей.
- Территория музея значительно меньше территории памятника, -продолжает Владимир Владимирович. — У этой второй, то есть, у земель, прилегающих кусадьбе, могут быть различные владельцы и пользователи. В настоящее время их около пятидесяти: музей, санаторий, леспаркхоз, транспортная организация, водное хозяйство, в том числе и физические лица — владельцы дач, которые исторически оказались тут. Над всеми ними существует Инспекция по охране памятников, призванная контролировать правильность использования этой земли. Но! Инспекция — нищая и, кроме того, у нее нет абсолютно никаких рычагов воздействия. Общественное мнение, к которому чаще всего прибегают порядочные люди, сегодня почти не работает.
Остроту сложившейся ситуации придало то обстоятельство, что часть территории памятника входит в состав лесного фонда и находится в ведении леспаркхоза. И вот в прошлом году было принято новое лесное законодательство, по которому леса первой категории могут быть переданы в долгосрочную аренду с последующим выкупом частным лицом для использования под физкультурно-оздоровительные цели. Для чего допускается вырубка до десяти процентов леса.
Словом, лесное законодательство вступило в противоречие с законодательством об охране памятников. Что по одному запрещено, то по другому — разрешено. И, согласно лесному законодательству, был проведен открытый конкурс, который определил новых арендаторов или владельцев большой части территории памятника.
Так откуда эта тенденция, о которой говорит директор: «хочу и сделаю»? Как мы и предполагали — из превратного представления о самоуважении.
В журнале «Жизнь в усадьбе», который издает музей-усадьба «Архангельское», Владимир Длугач пишет: «Не может возникнуть новая Россия, могучая и процветающая, без сословия просвещенных собственников, людей с глубокими корнями, питающимися из глубин родной почвы». Так вот же! — скажет любой чиновник, — и директор музея — за нас, то есть, за собственников! Но прав будет только отчасти.
— Хочу сказать совершенно определенно: я — за то, чтобы у земли, в том числе и у леса, и у памятника был хозяин, — объясняет мне Длугач. — Потому что формальная принадлежность (а точнее,бесхозность)территории памятника к леспаркхозу, которая длилась десятилетия, привела к тому, что участок лесной территории усадьбы оказался практически доведенным до экологической катастрофы. Это так. Но у меня также есть большие опасения по поводу новых владельцев этой земли. Будут ли они озабочены воссозданием и сохранением в виде парка купленного ими исторического объекта? Смогут ли впоследствии на него попасть посетители музея? Опасения мои — не на пустом месте. Я не берусь гарантировать, что пусть не сейчас, а через два года — через десять лет рядом с музеем не будут стоять частные коттеджи, как в Ясной Поляне, Абрамцево, Истре, в Мураново Тульской области... И у меня нет оптимизма в том плане, что эти собственники вложат свои средства в восстановление музея. Пока рубля никто не вложил. Вкладывает только государство.
«...Усадебный быт воспитывал патриотов и государственников, поколения людей разумной и стабильной идеологии. И как раз поэтому мир русской усадьбы был дотла разорен октябрьским переворотом, и теперь его приходится воссоздавать заново чуть ли не с нулевой отметки».
Директор Длугач это понимает и предлагает: — На государственные деньги, с помощью нескольких проектных институтов, а также ученых-культурологов в области охраны памятников, мы разработали концепцию создания крупнейшего не только в Подмосковье, но и в России культурно-туристического музейного комплекса. Он должен включать в себя историческое ядро и лесопарковые зоны, являющиеся неотъемлемой частью усадьбы.
А в той зоне, что находится за Ильинским и Рижским шоссе (неоправданно разрезавшими территорию памятника), на пустыре, разместить объекты инфраструктуры, способствующие жизнедеятельности музея: фондохранилища, административные здания... Мы хотим создать такой центр, который выполнял бы в том числе и коммерческие функции: зарабатывал деньги и приносил доход области, району и музею. Я устал доказывать, что наша концепция является самым перспективным, самым рентабельным и самым правильным использованием уникальной возможности, которую мы на сегодняшний день имеем. Нигде в Подмосковье больше нет ничего подобного. В «Архангельском» большая территория, пока еще не застроенная, не загаженная, не разрушенная, сохранившая зону регулированной застройки. В 2002 году, после посещения усадьбы Людмилой Путиной, «Архангельское» получило от нее весомую помощь и поддержку — Министерство культуры и Министерство финансов, наконец-то, повернулись к музею-усадьбе лицом.
В последние два года он финансируется таким образом, что удалось развернуть широкомасштабные реставрационные работы,а не просто заниматься латанием дыр. В завершающей стадии реставрация театра Гонзага, и можно переходить к реставрационным работам внутри дворца.
— Но вот закончится реставрация дворца... и мы не сможем в нем никого принять, потому что у нас нет зоны для приема гостей. Нет помещений под лекционные, выставочные залы, под инфраструктуру... А ведь к нам люди приезжают не на полчаса, минимум —на полдня. И мы им должны предоставить все необходимые удобства, средств на кото-рыеунаснет. И поэтому считаем, что конкурсы на передачу земельных участков памятника в аренду и собственность должны проводиться в соответствии с нашей концепцией его сохранения.
Увы, но предложения музея сегодня не увлекают администрацию Красногорского района. И это не все трудности музейщиков. Исторически сложилось так, что в годы советской власти территорию памятника разрезала дорога, которая год от года становится все более интенсивной и теперь делает во многом невозможной (из-за шума, грязи и вибраций) деятельность театра Гонзага, который находится в трех метрах от трассы. Но если, допустим, от вибраций можно защититься усилением фундамента, амортизационными подушками и пр., то от шума и грязи — без посторонней помощи — уберечься никак нельзя.
- Необходимо построить вдоль восточного фасада театра стеклянную стену, как это делается на кольцевой дороге. Простое вроде бы предложение оказалось сопряжено с пятьюдесятью согласованиями, каждый чиновник старается отпихнуться от нас и ставит перед музеем такие условия, которые просто невыполнимы, — возмущается Длугач. — Может быть, они все и правы по-своему...
Но я ни разу не видел у этих ответственных лиц понимания того, что этот памятник — бесценное национальное достояние, и мы должны сделать все, чтобы его сохранить. Они — ответственные лица, профессионалы — должны дать свои предложения, как это сделать: отвести дорогу, сократить скорость?.. Я не знаю. Единственно, о чем я всех прошу, — давайте искать компромисс. «Центр усадьбы образует не сейф с деньгами, а ясные и строгие семейные ценности».
Хочется верить, что когда-нибудь мы все будем относиться к своему общему наследию, как к семейным ценностям, которые надо беречь и передавать по наследству в лучшем виде, чтобы не забыть: кто мы, откуда и куда грядем. Ну а пока...
Моральную помощь музею оказывает созданный два года назад попечительский совет. Ирина Антонова, директор Государственного музея изобразительных .искусств имени А.С.Пушкина, позвонила Владимиру Длугачу перед майскими праздниками, сказала, что готова поддержать, и все, что от нее зависит, сделает... А требуется, кажется, только одно: осознание чиновниками культурной преемственности на той земле, судьбой которой они так легко распоряжаются. Ну. хоть бы вдохновились В этом году в «Архангельском» ожидается очень насыщенный музыкальный сезон. К двум уже традиционным фестивалям — камерной музыки в Колоннаде и симфонических оркестров под открытым небом — присоединяется третий, который тоже, как тут надеются, станет традиционным, это международный фестиваль старинной музыки. К слову сказать, такие фестивали устраиваются только в трех городах мира; Лондоне, Утрехте и Санкт-Петербурге.
— В связи с нашими проектами, мы обратились в Красногорскую администрацию с просьбой поддержать нас и придать земле, которая входит в охранную зону, статус культурного назначения, — рассказывает Длугач. — И вот получили очень интересный ответ: «Рассмотрев ваше обращение (речь идет о б57га земли — А. К.), Красногорская администрация вышла с предложением в министерство по имуществу Московской области о том, чтобы эту границу утвердить в размере 62 га»..
«Усадебная жизнь — это жизнь красоты и культуры в окружении шедевров архитектуры и паркового искусства, коллекционирование и творчество, покой и безопасность, жизнь свободная и разумная, в СО" гласим с окружающей средой, сродными и с самим собой».
Трудно представить, что вышеупомянутые решения принимаются гармоничными людьми. И мало верится в то, что разорители старинных родовых гнезд в своем Отечестве станут в будущем достойной его элитой. Александра КОРОЛЕВА
|