admin |
09.03.2009
Красногорье: Красногорск в конце 50-x(фанатам-краеведам))
(от Admina : Это статья-послесловие к циклу очерков о Красногорске 50-х, печатавшихся в историко-краеведческом альманахе с конца прошлого века. Было желание выложить эти(да и другие статьи) единым пулом, но, увы, никак не можем отыскать координаты мегасекретной организации "Редакция альманаха Красногорье")
Красногорск пятидесятых больше был городком, нежели городом. Здесь соединились деревенский и городской быт. Но улицах тихо. Оживление утром и после рабочего дня. Совсем другая жизнь по сравнению со столицей или большими городами.
Зимой у нас сугробы, в Москве их нет. Выпавший снег там быстро покрыты копотью. У нас он искрил на солнце, и слышался скрип полозьев санок. вставали у подъездов домов. Лыжня районных соревнований проходила прямо по городу. Многие ходили в валенках, подшитых войлоком. На улицах лошадь, запряженная в сани-розвальни, - нормальное явление. Летом Красногорск превращался в большой цветущий сад, в город-парк. В центре у каждого двухэтажного бревенчатого дома (с них начинался город)-фруктовый садик с цветами. Сады на склоне к Волоколамскому шоссе, у прудов в заводском парке, на Красной горке, в Губайлове и райцетре. А какой воздух! Не надышаться. Пруды, плотина, близко лес. Гости называли Красногорск подмосковной Швейцарией, очевидно, имелась в виду холмистая местность.
В Москве на работу ездили, а у нас ходили. Жители соседних деревень не говорили «пошел в город», а скажут - «на завод». Они и городские многоэтажные дома называли общежитиями. Сохранились теплые провинциальные отношения поселка двадцатых годов. На улице через шаг рукопожатия и душевные разговоры. Все товарищи и все про всех всё знали.
В московских домах на кухнях газовые плиты, а у нас в коммуналках дровяные . Топили их редко, в основном перед праздниками для выпечки пирогов. А в будни на них стояли примусы, керосинки, на которых готовили. Для хранения дров в подвалах домов или рядом с ними были сараи. В них, несмотря на запрещение, некоторые жители держали кур, коз и свиней. На окраинах города еще с военных лет сохранились огороды.
В Москве поток машин, светофоры, изредка «пробки». У нас улицы переходили спокойно, даже Волоколамское шоссе, светофоров не было. Понятие «пробка» больше связывалось с бутылкой «Советского шампанского».
Задолго до 1 мая, 7 ноября и Нового года появлялось внутреннее ощущение приближающихся праздников, к ним готовились загодя дома и на работе. Накануне всюду взволнованная суета. На первомайские и октябрьские праздники город в кумачевом убранстве. Демонстрация - главный их атрибут. Колонны двигались по Октябрьской и Речной улицам к площади им.Маяковского. Духовые оркестры КМЗ и ремесленного училища №4. Песни. Все одеты в то, что берегли для торжественного события. А какие просветленные лица! И дело вовсе не в политике, просто праздники, установленные сверху, по сути стали народными. После демонстрации застолья, семейные или с друзьями вскладчину. И опять разговоры о делах производственных и городских. Город оставался в границах 1940 г. и пока закрытым для посещения иностранцами из-за оборонного КМЗ, который и назывался тогда «почтовым ящиком №2». На железнодорожной станции Павшино на грузах для завода было написано: «Москва. Зоркий, п/я №2».
Вернемся к границам. Линейная улица (позже Народного Ополчения) на Брусчатом поселке - конец городской территории. Далекой окраиной считалась железнодорожная платформа Красногорская и рядом с ней рабочий поселок «Пятисотый» Тушинского авиазавода.
Пятидесятые годы стали закатом для такого вида общественной столовой, как чайная и, можно сказать, для всего русского чаепития. В Красногорске закрылась последняя «Чайная» в доме №6 на Октябрьской улице.
В центре города на Речной постепенно прекратили существование две традиции, заложенные в начале тридцатых годов. Первая - шествие траурных процессий до уличных часов перед спуском к Волоколамскому шоссе, как правило, с духовым оркестром. Потом кто-то часы разбил, а власть не стала их восстанавливать. Кстати, такая же участь постигла часы на углу сквера на Советской улице и у конечной остановки автобуса №42. Вторая традиция - не формальное массовое гуляние вечером молодежи ранней весной на Речной. Это была единственная асфальтированная улица в городе и рано освобождавшаяся из-под снега, а расположенные рядом аллеи скверов еще не просохли.
Время пятидесятых ушло. Удастся ли сохранить их историческую ценность и значимость для следующих поколений? Старина всегда привлекает людей, поэтому автор надеется, что и его материал вызовет интерес у читателей. Что его заставляло заниматься этим, прямо скажем, нелегким трудом? Почему он шел в архивы, библиотеки, делал десятки, а то и больше звонков? По одной простой причине: он хочет, чтобы его внуки знали правду о том времени из первых уст, знали, что их дедушка и его современники искренне верили в то, что делали, чем жили. И они много хорошего со-вершили на этой земле.
Лев Веселовский Красногорье №12
|