Пройдя чуть вперед до керосиновой лавки, пересекаем вымощенную булыжником дорогу и оказываемся на улице Садовой. Да, была такая улица в старом Губайлове, тихая, спокойная, достаточно широкая. Небольшой ее фрагмент сохранился вдоль ограждения школы № 11.
Шагаем по ней. Слева и справа ухоженные частные дома с садовыми участками. Вдоль дороги стоят березки, а под ними грибы. Здесь живут и здравствуют наши знакомые. Их много. Слева дом и участок Лукашиных, по соседству - Щербаковых. Вот хозяин, Николай Степанович, выходит со двора, притворив за собой калитку. В пятидесятые он был председателелл райисполколла, неоднократно переизбирался и продолжает трудиться. Рядом переселенцы из Кореи - семейство Ким. Немного дальше - Гранкины, а там - редакция газеты «Красногорский рабочий».
На противоположной стороне улицы дома Новиковых, Фомичевых, Соколовых - уважаемых в городе людей. Строения добротные - стоять им и стоять! Чуть глубже за ними - небольшие участки садового товарищества. На каждом много грядок й обязательно небольшой сарайчик для инвентаря. Там свои заботы. А мы доходим до перекрестка Садовой улицы и переулка (сохранился частично), ведущего через детский городок к центру города, где пекарня, ремесленное училище, гастроном, оптический завод... Туда пока не пойдем - в другой раз.
На углу перекрестка видим дом с мансардой. Там тоже знакомые люди. Хозяйка - врач Бронислава Антоновна Пучкова, работает в Москве. Муж - строитель, занимает высокую должность. Живут здесь с 1945 года. Самый старший в семье дед Антон - в прошлом участник Гражданской войны. С ним под одной крышей подрастает его внук Владимир. Сегодня он помогает нам вести рассказ о своих соседях.
Немного дальше - скромные усадебки Горосиных и Кустовых. Далее, перед самым лесопарком, вдоль Волоколамки на улице Губайлово опять Новиковы, но другие. Там живет кудрявый Вовка. Маму его знают почти все горожане - она работает кондуктором на автобусе, принимает оплату за проезд. Чуть в стороне дом профессора Фельдта, рядом дома Поткиных и Давиденковых.
Вот и закончилось Садовая - мы прошли всего метров шестьсот- семьсот. Позади остался тихий, спокойный, благополучный уголок Красногорска. Садовая - это прямая улица. Там все хорошо: полные семьи, дети окружены любовью и заботой родных и близких. Везде ли так?
 1968
Продолжаем путешествие в прошлое. Перед нами лесопарк. Не спеша проходим по его южному краю вдоль окопов, оставшихся после войны, и речки, притока Курицы. Через триста метров по двум деревянным мосткам переходим обе канавы и попадаем совсем в другой мир - на восточную часть улицы Ремесленной.
По геометрии она не прямая, а ломаная, напоминает печатную букву П. Она тоже небольшая - всего пять домов, которые стоят в два ряда, а вместе с домом номер 19 по улице Линейной (теперь Народного ополчения) образуют замкнутый прямоугольник. В этом квартале своя котельная, так как мощностей города не хватало. Она располагалась в доме № 4 на первом этаже. Во дворе хранился запас угля и дров - целая гора уложенных в поленницу бревен метровой длины.
Высокий сплошной забор объединяет все эти дома по периметру и создает обособленный квартал Брусков, где сразу после войны в пятидесятые годы жили учащиеся ремесленного училища - бездомные, осиротевшие дети из разных городов и деревень. Этот мирок был их пристанищем, а двухэтажные постройки - хоть и временным, но родным домом. Размещались сироты в больших комнатах, мест на десять, где стояли кровати с металлической сеткой и фанерные светло-коричневые шкафы.
В октябре 1955 года в газете «Красногорский рабочий» ученица В. Сниткина делилась впечатлениями: «...Оживленно бывает вечерами в Красных уголках общежитий. Каждый вечер мы имеем возможность смотреть телевизионные передачи. Ребята увлекаются шахматами, любят игры в домино и бильярд. Девочки занимаются рукоделием». Трехразовым питанием и одеждой обеспечивало училище, что привлекало многих подростков из неполных послевоенных семей. Родителей им заменяли воспитатели, мастера и преподаватели Е.Н. Зубов, Д.М. Коваленко, Е.В. Крылова, И.И. Погарский, Д.Е. Щербо, П.И. Баранцев, И.С. Нанюв, Е.С. Лернер, Н.Ф. Глазунова, А.А. Кавказская и тогда еще молодой педагог В.Ф. Ткаченко (впоследствии Почетный гражданин Красногорского района).
Для занятий спортом перед домом № 2 была устроена волейбольная и баскетбольная площадка - она же и танцевальная, а чуть ближе к лесопарку - площадка для игры в городки. Вечером в хорошую погоду в окна выставлялись большие квадратной формы колонки с динамиками, и устраивались танцы. Дети сотрудников училища сбегались туда послушать модную музыку и заходили в общежитие к знакомым «ремесленникам». В помещениях у них всегда был полный порядок, наводили его сами, а дежурные проверяли, все ли так, как надо.
В летние каникулы учащимся специального РУ № 4 уезжать было некуда, поэтому они проводили время в лагере труда и отдыха в лесной зоне Нахабино, вблизи Желябино. Лагерь в начале 1950-ых сооружался при участии завода и коллектива училища. Для проживания предназначались домики из фанеры, купались в плотине на маленькой речке с необычным названием - Грязева. Здесь также работали спортивные секции и кружки, в клубе показывали кинофильмы, устраивались концерты и встречи с гостями из других училищ, соревнования, походы, экскурсии. Одним словом, жизнь била ключом.
В учебное время в общежитии дети войны были под присмотром воспитателей, живших там же или в соседних домах. Это Ягодкин (жил в доме № 4), Зубов и Коваленко (жили в доме N° 19 на Линейной). Недалеко в частных домах на улице Губайлово, вдоль Волоколамского шоссе проживали коменданты Мария Чепелева и Анна Тесёлкина. Они были строгие, но добрые. Их любили и уважали. В общежитии круглосуточно дежурили мастера, но все же каждое утро живший в соседнем доме № 5 директор училища В.С. Билибин заходил туда и сам интересовался проблемами своих учеников.
А проблемы действительно имелись. Дети учились разные, некоторые с криминальным прошлым. Могли «почистить» карманы у младших и «побаловаться» спиртным. Случались серьезные драки. Порой доставалось и сотрудникам училища - одному из них устроили «темную».
О другом случае рассказывала преподаватель русского языка и литературы Лидия Васильевна Билибина. Это случилось осенью 1951 года. Позвонили из общежития. Комендант взволнованным голосом сообщил о быстром уходе большой группы мальчиков в направлении Детского городка. Их поднял, как по тревоге, чей-то призыв: «Наших бьют». В то время директор училища В.С. Билибин ходил в военной офицерской форме. Он быстро собрался и вышел за дверь. Лидия Васильевна только успела сказать старшему сыну Сергею: «Беги за ним!». Быстрым ша- * гом они дошли до спортивной площадки Детского городка, где в напряженной тишине друг против друга стояли стенка против стенки солдаты и учащиеся ремесленного училища. Блестели пряжки от ремней, намотанных на руки. Не раздумывая, Владимир Сергеевич вышел в центр и скомандовал своим ученикам: «Разойтись!». Толпа в черных ученических шинелях быстро исчезла. Солдаты, увидев офицера, моментально подчинились команде и тоже ушли, но в противоположном направлении. Решимость, военная форма и командный голос подействовали на обе стороны конфликта. Драка не состоялось.
Были и другие происшествия. Однажды ночью домой к директору прибежал дежурный мастер. Его лицо и руки были в крови. Владимиру Сергеевичу пришлось срочно идти в общежитие и успокаивать излишне разгоряченных подростков с ножами в руках, которые они изготовили тайком в мастерских ремесленного. Стычка была улажена, ножи вояки сдали директору. Дома в рабочем столе В.С. Билибина лежал не один такой нож, были даже пневматические пистолеты.
Нельзя не сказать и о воровстве. Однажды в Пасху подростки исхитрились ночью сбежать из общежития и проникли в церковь. Там они украли несколько куличей. Милиция вышла на след малолетних нарушителей. Он привел их в специальное РУ № 4. Директор остановил расследование и сам разобрался с воришками. К суду никого не привлекли и из училища никого не отчислили (впрочем, как и за всю его историю). В.С. Билибин умел так поговорить с учеником, что тот открывал ему свою душу и винился в совершенном проступке. Актив учащихся и органов самоуправления училища в дальнейшем брали заблудших на поруки. Таких проказников контролировали, втягивали в спортивную жизнь, в кружки по интересам и из виду не упускали. Те потом благодарили за «выдергивание» из криминальной среды.
С годами сирот среди учащихся становилось все меньше, а из- за нехватки жилья общежития перестраивались в коммунальные квартиры. Туда заселили семьи сотрудников училища Коноваловых, Давыдовых, Матвеевых, Зубовых, Косыгиных, Тюриных, Билибиных, Кочерыжкиных, Кузьминых, Фроловых и других.
Мы немного отвлеклись. Вернемся на улицу Ремесленную. На старой карте Красногорска она проходила параллельно Волоколамскому шоссе, и их разделял один ряд частных владений, которые имели почтовый адрес «улица Губайлово». Фамилии хозяев известны: Чепелевы, Барановы и Виноградовы (хозяйка Мария Григорьевна работала зампохозом в РУ), чуть ближе к Линейной улице дом еще одних Пучковых и последний в ряду дом Тесёлкиных - там жила тетя Нюра, одна из комендантов общежитий на Ремесленной. Тогда фамилия Тесёлкиных не вызывала такого интереса, как после выхода на экраны фильма Андрея Кондрашова «Путин» (2018). Тут можно немного задержаться и рассказать об этом семействе более подробно. Его адрес был улица Губайлово, 54.
Дом Тесёлкиных стоял в конце села перед поворотом на Брусчатый поселок (сегодня на этом месте парковка перед торговым центром «Солнечный рай»). Да, это те самые люди, которые в фильме «Путин» прозвучали как семья, дружившая с родителями президента. Глава Алексей Иванович родился и вырос в Тверской области, в той же деревне, что и Владимир Иванович, отец Путина. Там же они нашли себе невест. Но служба в армии и работа развели их по разным городам. Перед войной и после Путины жили в Ленинграде, а Тесёлкины оказались в Красногорске. Алексей Иванович работал в Тушинском аэроклубе им. Чкалова и ему предоставили возможность построиться в частном секторе Красногорска в конце Губайлово по соседству с домами на Ремесленной, точнее напротив дома № 4.
Они были очень добрыми и простыми людьми. Разрешали соседям у себя копать грядки и даже хранить в подполе картошку. Во дворе бегала живность: куры, собака. Дети с Ремесленной могли зайти и набрать яблок или ягод. Сам Алексей Иванович запомнился своей летной формой. Он носил черное кожаное пальто, такое, как у летного состава в сороковые-пятидесятые годы. Ничего подобного на нашей улице ни у кого больше не было.
Другим свидетелем тех лет и событий является дочь Алексея Ивановича Наталья (в этом году ей исполнилось 74). Как следует из ее воспоминаний, отец призывался Тургиновским РВК Калининской области. Он был участником трех войн: финской, Великой Отечественной и с Японией. В июне 1941-го Алексей Иванович находился в Бресте, после переформирования был направлен в авиационный полк - обслуживал самолеты Ла-5 на Воронежском фронте. Закончил службу в армии старшиной. В 1943 был награжден медалью «За отвагу».

Фильм "Путин". 2018 г.
Наталья Алексеевна помнит Путиных - друзей своих родителей, гостей из Ленинграда, приезжавших к ним. Помнит и мальчика, их сына Володю, которому тогда в начале шестидесятых было около десяти лет. Рассказ Натальи Алексеевны вошел как эпизод в фильм «Путин», его можно найти в интернете. Алексей Иванович последние годы работал в одном из цехов на Красногорском механическом заводе. О нем в районной газете «Авангард» от 30 ноября 1967 года была напечатана статья «Земные дороги». Он немного не дожил до шестидесяти лет (инфаркт), но о рождении внука все же узнал. Ветерана не стало в конце 1971 года. Его жена Анна дожила, как и родители В.В. Путина, практически до конца столетия. Она ушла в 1999 году.
Продолжая описание домов на улице Ремесленной, можно проследить, как постепенно менялось их назначение. В дом № 2 (самый близкий к лесопарку) в конце пятидесятых заселилась семилетняя школа № 3. Ее директорами были Иван Трофимович Денисов (жил при школе), Лидия Васильевна Билибина, Александра Ивановна Транковская. Школа стала центром притяжения и обучения детей старого и нового Губайлово, части Брусков и села Чернево. Губайловская начальная школа № 5 располагалась рядом - в здании, построенном еще при Поляковых, но на другой стороне Волоколамского шоссе. Практически все ее ученики автоматически переходили в пятый класс школы № 3. Позже для нее на Брусчатом поселке возвели новое здание, и с 1968 года она стала десятилеткой. После переезда школы хозяином дома № 2 стал призывной пункт Красногорского райвоенкомата.
 3 класс. Губайловская начальная школа №5. 1951 год
 Стройдвор. 2010. Фото: Олег Грачёв
В доме № 3 по Ремесленной улице в конце шестидесятых стала функционировать в составе ГПТУ №4 вечерняя школа шоферов, готовившая водителей всех категорий. На уроках материальную часть изучали наглядно по грузовику, установленному в одном из помещений этого же здания.
Начиная с семидесятых, один за другим стали сносить дома на улице Садовой. На их месте росли девятиэтажки - розовые и зеленые, а вдоль Волоколамки вздымались дома-башни. В начале девяностых вошли в строй новая школа № 11 (первый директор Владимир Александрович Шарапов, завуч Татьяна Юрьевна Баранова), детский сад и детская поликлиника. Все ближе и ближе новостройки подступали к кварталу, образованному улицей Ремесленной. Первыми снесли дома № 2 и 3. В конце девяностых не стало домов с номерами 1, 4 и 7. В доме N° 1 жили семьи мастера училища Баранцева, врача Воль- никовой, семьи Шипетенковых, Малюковых, Клещевых. В доме № 4 в таких же коммуналках ютились семьи преподавателей, мастеров и воспитателей Косыгина, Давыдова, Филатова, Ильина, Фролова, Глазуновой, Нанова, Ягодкина, Пинкис, Чернова, Легорновой. В третьем из снесенных домов постройки 1958 года в разное время жили учителя Аторин, Родионова, Шахов, там же проживал директор восьмилетней школы № 6 Андреев и заведующий РОНО Кахельник, военрук ГПТУ Ольховский и другие.

Последние дома на Ремесленной. 2012.
В 2006-м не стало дома N° 5. По этому адресу в пятидесятые приходили письма воспитателям и мастерам ремесленного училища Кочерыжкину, Тюрину, Коновалову, Слезкину, Леонтьеву, Аборёнову, Ишутину, Калмыкову, Костину, Елисееву, Волкову, Федорову, Шагунину, Манохину, бухгалтеру Карелиной, руководителю оркестра Гру- шецскому и, конечно, директору РУ N° 4 В.С. Билибину.
 Ремесленная, 8. 2013. Фото: Михаил Старостин
Дольше всех на Ремесленной продержался дом N° 8, его построили для работников электросети в конце пятидесятых, а снесли в 2018 году. В нем жили Гарновы, Осокины, Ульяхины, Синельниковы, Черновы, Шабуровы.
 Ремесленная. 2024. Формально, на карте, улица еще существует.
На этом завершается увлекательная экскурсия по старому Красногорску. На карте города не стало двух улиц. Жители Садовой и Ремесленной получили благоустроенное жилье, но ностальгия о прошлом не покидает. Бередят память воспоминания о теплых отношениях с соседями в коммуналках, о друзьях из частных домов. Ребята, окончив Красногорское ремесленное училище, трудились в разных уголках нашей страны. Большинство из них после окончания училища пополнили ряды прославленного Красногорского механического завода и теперь сами стали старожилами города.
|