Перейти на главную
 Написать письмо
 Помощь по порталу
 Реклама на сайте

НОВОСТИ ФОРУМ ГАЛЕРЕЯ ОПРОСЫ САЙТЫ ИСТОРИЯ АФИША ГОСТЕВАЯ
Ветвь обсуждений
 Оглавление форума
   Трёп
     Технические детали фотографии (приложение к вопросам шаманам-краеведам)
Новые комментарии - сверху Предыдущая тема | Следующая тема | Вниз
Страницы: (1) 2 3 4 ... 19 »
MiStar
Webmaster

Сообщений: 2180

13.05.2011 22:29

Технические детали фотографии (приложение к вопросам шаманам-краеведам)

В связи с тем, что в теме исторической викторины "Вопросы шаманам-краеведам" периодически обсуждаются различные технические подробности, связанные с технологиями получения и обработки любительских фотоснимков по старым и новым технологиям, предлагаю дальнейшее обсуждение этих вопросов вести тут


----------------
На семи ветрах, в конечной точке всех дорог...

MiStar
Webmaster

Сообщений: 2180

13.05.2011 23:03

Re: Немного для развития темы

Как получено тот или иной исторический кадр? Такой вопрос уже неоднократно всплывал у участников нашей темы-викторины вопросы шаманам-краеведам. Попробую в этой теме частично ответить на этот вопрос. Вопросы, комментарии, участие в обсуждении - зараннее одобряются

Итак:
Подмосковный городок, под названием Красногорск, в проекте именовался "Оптикогорском". Такое название было не случайным, т.к. в нашем городе располагалось одно из крупнейших оптических производств на территории Советского Союза - Красногорский Механический Завод. Одним из видов его продукции в послевоенные годы, были фотокамеры, и в период 50..80-х годов прошлого столетия, любительская фотография в Красногорске была одним из популярных видов технического творчества.
Попробуем рассмотреть, чем могли сниматься "исторические кадры" нашего города в разные годы прошедшего века:

Во второй половине 20-х годов и в 30-е годы ХХ века наиболее популярными в среде фотографов-любителей были складные пластиночные фотокамеры. Формат пластинки задавался обычно размером получаемого отпечатка на бумаге, т.к. получение увеличенных снимков требовало соблюдения ряда условий, для которых требовалась минимально оборудованная лаборатория. Для бараков и коммуналок того времени - это было неслыханной роскошью, поэтому печать снимков велась обычно без увеличителя, "контактным способом", когда пластинку накладывали на лист бумаги, и открывали на несколько секунд свет. Наиболее популярны были складные камеры с раздвижным мехом и форматом пластинки 9х12см и 6х9см. Классическим примером такой камеры считается довоенный "Фотокор-1", выпускавшийся до войны довольно большими тиражами. Эти аппараты успешно использовались примерно до первой полвины 60-х годов, после чего, как-то незаметно ушли на дно чуланов и кладовок. Тем не менее, изрядное количество подобных камер сохранилось до наших дней, и часть из них даже осталась работоспособной, после минимального приведения в порядок.
Особенность большинства фотографий с пластиночных камер - строгое совпадение размера необрезанного отпечатка с размерами стандартных фотопластинок (6х9см, 9х12см, 13х18см). Зерно в силу того, что отпечаток получен контактным способом - неразличимо невооруженным глазом. Резкость любительского снимка - к сожалению, часто оставляет желать лучшего, т.к. пластиночные камеры практически малопригодны для съемки без штатива, особенно с учетом низкой чувствительности фотоматериалов того времени. Чаще всего попадаются "постановочные" кадры, снятые этими камерами.

В начале 30-х годов в СССР появились и первые пленочные фотоаппараты. В основном это были "советские лейки", выпущенные Харьковской трудовой коммуной имени товарища Дзержинского. Некоторые уже догадались, что речь идет о фотоаппаратах ФЭД, от которых после войны пошла линия наших "Зорких". Эти аппараты, были рассчитаны на применение 35мм кинопленки, но в силу высокой стоимости были мало распространены. "Пленочных" любительских снимков, сделанных в довоенное время встречается крайне мало. Дороговизна подобной камеры, усугублялась еще тем, что получать отпечаток контактным способом с негатива 2.4х3.6см было бессмысленно, а для увеличения требовался как минимум увеличитель, и помещение для лаборатории. Поэтому такие камеры до войны были в основном в ходу у фотокоров различных изданий. Преимущества малоформатной камеры в данном случае перекрывали ее недостатки. Возможность оперативной съемки с рук, без штатива, отсутствие необходимости смены кассеты после каждого кадра, возможность сделать на одной пленке около трех десятков снимков (вес кассет со стеклянными пластинками, редко позволял прихватить с собой больше двух десятков пластинок и соответственно сделать большее количество кадров) позволяла корреспонденту, периодически отступать от редакционного задания, и сделать несколько кадров "для души", способом, который сегодня называют "скрытая камера". Именно этими камерами, сняты многие сценки, подсмотренные фотографами на довоенных улицах и во дворах.

В годы войны любительская фотосъемка была официально под запретом (похоже именно оттуда растут ноги у нынешних попыток запретов на фотосъемку в самых неожиданных местах). Тем не менее, в конце войны, парк любительских фотокамер массово пополнился трофейными камерами. Среди них можно выделить три основных вида камер, сумевших "прижится" у новых владельцев:

1. Пластиночные камеры
2. Широкопленочные камеры с размером кадра 6х9 и 6х6см
3. 35-мм пленочные камеры

Остальные "экзотические" фотоаппараты, очень быстро превратились в "игрушки" из-за отсутствия в продаже фотоматериалов нужного формата.

Массовое появление в послевоенные годы доступных фотоаппаратов, и освоение серийного выпуска фотокамер на отечественных заводах, привело в начале 50-х к настоящему "фотобуму". Несмотря на то, что фотография продолжала быть "затратным" мероприятием, любительские фотоснимки, уже перестали быть редкостью. Обычно при просмотре старых семейных альбомов, становится очень заметно, что именно с начала 50-х годов снимки становятся разнообразными, и массовыми. Качество зачастую "хромает", зато реже встречаются "постановочные" кадры.

В 50-е годы в среде фотолюбителей, наиболее популярны дальномерные камеры "ФЭД", "Зоркий", встречается широкопленочная "Москва", используются сменившие несколько владельцев довоенные Фотокоры и трофейные камеры. Но бестселлер века, нарисовался уже тогда - легкая и дешевая пленочная "Смена", выпускаемая Ленинградским ГОМЗом. Почти полвека, эта камера в разных вариантах исполнения была "учебником" советского и российского фотолюбителя.

В середине 50-х годов появляются в продаже первые Зениты. Но зеркальная камера, на тот момент времени еще слишком дорога для любителей, и позволить ее приобретение могут очень немногие. К тому же основное назначение "зеркалки" - работа со сменными объективами, пока еще слабо востребовано в среде фотолюбителей.

60-е годы ХХ века - "золотая эра" любительской фотографии в СССР. Каждый год появляются новые модели и модификации фотокамер и объективов, появляются в продаже первые любительские цветные фотоматериалы, кинофотофабрики в 1963 году осваивают выпуск довольно удачного семейства любительских ч/б пленок серии "Фото", состоящего из четырех пленок, перекрывающих весь потребный на тот момент диапазон по чувствительности (32, 65, 130, 250 ед. ГОСТ).

Три пленки из этой серии (Фото-32, 65, 130) были предназначены для съемки при различных условиях освещения дневным светом, а четвертая (Фото-250) имела повышенную чувствительность при освещении лампами накаливания и предназначалась для съемок при искуственном освещении. По некоторым данным, эти пленки были созданы по мотивам любительских фотопленок Kodak конца 50-х годов. Производство фотопленок велось параллельно на двух заводах: Казанском (позднее он станет ТАСМА) и Шосткинском (будущая СВЕМА). Переславская кинофотофабрика в начале 60-х годов производство негативной кинофотопленки прекратила, и стала специализироваться на производстве позитивных и специальных фотоматериалов. Цена рулончика ч/б фотопленки на 36 кадров составляла 35 копеек. В 1984г. цены на пленку стали зависеть от ее чувствительности - Фото-32 стала стоить 30 копеек, Фото-65 - 35 копеек, Фото-130 - 40 копеек, Фото-250 - 65 копеек. За пленку "на катушке" к цене добавлялось 5 копеек, а "в кассете" была дороже на 20 копеек, но популярностью они не пользовались, т.к. кассеты были достаточно "многоразовыми".
Цветная негативная пленка ДС-4 стоила 90 копеек, а за ЦНД-32 просили 1р.10к.
Цветная обратимая ЦО-32Д стоила 1р.50к.

В связи с широким распространением более удобных и доступных пленочных малоформатных фотокамер, именно в это время уходят в историю довоенные пластиночные фотоаппараты с громоздкими штативами. Их место занимают широкопленочные "Москва-5" и "Искра", изготавливаемые на КМЗ, на основе чертежей полученных по репарации из Германии.

Примерно во второй половине 60-х годов обретают массовую популярность зеркальные Зениты и Кристаллы, потихоньку начиная вытеснять с конвейера дальномерные Зоркие.

В 1965г. на прилавках появляются первые пленки с логотипом ORWO, ставшие "мечтой" фотолюбителей на ближайшие четверть века. Это были цветные негативные пленки ORWO Color NC16 и обратимые ORWO Color UT16. Последние отличались от более поздней версии 70..80-х годов с названием ORWO Chrom, процессом обработки. У пленок ORWO Color при обработке с обращением использовался ч/б проявитель с амидолом, срок жизни которого составлял не более 3-х часов с момента приготовления. Более поздний ORWO Chrom UT уже проявлялся в фенидон-гидрохиноновых ч/б проявителях, которые были более "жизнеспособными". Обработка этих пленок была "ручной", при довольно низкой с точки зрения сегодняшнего дня температуре растворов 18..25С. Проявка одной обратимой пленки первого поколения (ЦО-2, ЦО-3, ORWO Color UT) отнимала около 3-х часов. После появления пленок второго поколения (ЦО-32Д, ЦО-65Д, ORWO Chrom UT)- время обработки сократилось почти в два раза.

Продолжение будет...


----------------
На семи ветрах, в конечной точке всех дорог...

sergey48
Новосел

Сообщений: 96

16.05.2011 12:52

Re: Немного для развития темы

Прекрасный обзор, спасибо. Хочу кое-что добавить

Цитата:

В 1965г. на прилавках появляются первые пленки с логотипом ORWO, ставшие "мечтой" фотолюбителей на ближайшие четверть века. Это были цветные негативные пленки ORWO Color NC16 и обратимые ORWO Color UT16.


Чуть раньше появились еще черно-белые пленки ORWO NP. Сначала с чувствительностью 21 DIN в рулонах по 10 или 15 (точно не помню) метров, стоила около двух рублей, а потом - в кассетах, с чувствительностью 15 DIN, 20 DIN и 22 DIN.

Эти пленки были c удивительно низкой зернистостью. Снимки, сделанные на NP 15 можно было увеличивать до метрового размера без видимого зерна. Позже к этому ряду добавилась NP 27 (около 400 ед. ГОСТ). На ней зерно было, конечно, уже заметно, но было меньше, чем на шосткинской 250 ед. ГОСТ, и как-то благороднее выглядело.
Понятно, что пленки надо было еще и проявить, а потом напечатать фотографии. Качество проявки пленки было очень критично, и ошибки здесь практически невозможно было исправить.

Лабораторий, принимающих пленки в проявку было достаточно, но качество обработки обычно было невысоким, так как все пленки обрабатывались по некой стандартной технологии. Для получения хороших фотографий приходилось проявлять пленки самим, подбирая проявитель для конкретного вида пленки и условий съемки. Для немецких пленок можно было достать уже готовые расфасовки вполне приличных проявителей ORWO. Были также и советские комплекты. Но многие составляли проявители сами. Для этого существовали рецептурные справочники.

Простите, увлекся немного. Но если интересно, могу подробнее описать негативный и позитивный процессы тех лет, так как снимал в те годы много, и непременно сам обрабатывал. Апофеозом были первые мои цветные отпечатки, сделанные в 1965 году, для чего мне пришлось ровно сутки просидеть в темной комнате.




MiStar
Webmaster

Сообщений: 2180

17.05.2011 0:17

Re: Немного для развития темы

Встречал в старых негативах, в основном Agfa Isopan 15DIN и ORWO NP20. Но не стал упоминать в обзоре, т.к. по словам отца - эти пленки встречались в продаже крайне редко.

Я все же фотолюбитель из 80-х, поэтому мне эти пленки в реальност уже не встречались.

Что касается фотохимии, то обзор может получится интересным, т.к. приходилось работать и с готовой развеской, и заниматься изготовлением растворов самостоятельно. Был когда-то в Москве, почти у самого Кремля, интересный магазинчик, где можно было купить практически любые компоненты.
Цветные пленки, правда обрабатывал уже готовыми наборами, либо Ступинскими, либо ГДРовскими (ORWO).
Цветной печатью занимался крайне мало, в силу отсутствия места и возможностей для организации лаборатории, поэтому подробностей рассказать не смогу.
Также крайне мало работал с широкой пленкой, поэтому она практически не упоминается в моем "обзоре".
Если сможете дополнить, деталями "из жизни фотолюбителя 60-х", думаю будет достаточно интересно. А если еще и "иллюстрации" добавить...


----------------
На семи ветрах, в конечной точке всех дорог...

sergey48
Новосел

Сообщений: 96

17.05.2011 9:32

Re: Немного для развития темы

Восточно-германские пленки Agfa действительно были, но потом они сменили бренд на Original Wolfen - ORWO из-за конфликта с Agfa ФРГ. Их действительно было мало. А вот под маркой ORWO их уже можно было купить в центральных магазинах Москвы довольно свободно. Дефицитом были только пленки в рулонах, которые, в пересчете на метр, были существенно дешевле.

А магазин на улице 25-го Октября хорошо помню - там бывал часто.

Про фотохимию как-нибудь напишу, и про фотобумагу тоже. Вряд ли много народу помнит о разных типах бумаги, номерах контрастности и тп. А вот насчет иллюстраций пока не обещаю: подбор требует времени, а с ним напряженка.

И в качестве анекдота - диалог, который слышал как-то в магазине химических реактивов на 25-го Октября:

Покупатель (школьник, класс эдак шестой): У вас сера есть?
Продавец: Нет
Покупатель: А селитра?
Продавец: Нет
Покупатель: Жалко!

MiStar
Webmaster

Сообщений: 2180

17.05.2011 21:08

Re: Немного для развития темы

Насколько я помню историю, то в 1964г. предприятие, находившееся в Вольфене (ГДР), утратило права на использование торговой марки AGFA. В результате, те же самые фотоматериалы, стали выпускаться под маркой ORWO. В 80-е годы ч/б пленки ORWO в продаже уже не попадались, что впрочем особо не замечалось, т.к. качество ч/б пленок Свемы в те годы, было достаточно высоким.

Из бумаг, лично сталкивался с баритовыми:
Унибром, Бромпортрет, Фотобром и изготовленными по "новейшей" в то время технологии, полиэтиленированными: Березка, Самшит.

Другие бумаги, типа Новобром, Иодоконт, в 80-е годы уже практически не попадались даже в "залежах", равно как и никогда не попадалась заявленная, но похоже так и не освоенная в производстве "Снежинка" (аналог Новоброма).

Номера контрастности у фотобумаг, пропали похоже в начале 70-х, т.к. на бумагах более позднего выпуска, градация уже писалась текстом. Были "мягкая" (№1), "полумягкая" (№2), нормальная (№3), контрастная (№4), повышенной контрастности (№5) особоконтрастная (№6), сверхконтрастная (№7)
Когда в связи с пересмотром ГОСТ на фотобумаги, были отменены номера, количество градаций сократилось до пяти:
"мягкая", "полумягкая", "нормальная", "контрастная", "особо контрастная".

Помимо этого бумага различалась по толщине подложки и фактуре поверхности. Обычно в продаже были "тонкая", "полукартон" и "картон", и соответственно глянцевая или матовая. Глянцевые бумаги иногда попадались в варианте с тиснением "муар" или "полотно".
"Березка" и "Самшит" кроме, как в гладком, глянцевом варианте, ни разу не встречались.

Выбор цветных бумаг был минимальным:
Фотоцвет-2 и Фотоцвет-4, первая для печати со старых, немаскированных пленок (ДС-2, ДС-3, ДС-4), вторая для печати с маскированных негативов (ДС-5, ЦНД-32, ORWOCOLOR NC).
В самом конце 80-х, попадалась Фотоцвет-9 (вариант Фотоцвет-4 на полиэтиленированной подложке).


----------------
На семи ветрах, в конечной точке всех дорог...

Keng
Прохожий

Сообщений: 33

18.05.2011 21:43

Re: Немного для развития темы

Цитата:

Подмосковный городок, под названием Красногорск, в проекте именовался "Оптикогорском". Такое название было не случайным, т.к. в нашем городе располагалось одно из крупнейших оптических производств на территории Советского Союза - Красногорский Механический Завод.


КМЗ тогда не было. Был завод точной механики №19, поменявший затем номер на 69, получивший имя Ленина и в итоге оказавшийся в Новосибирске (ныне: НПЗ). Завод №393, позже ставший называться КМЗ, был образован на площадях предыдущего в 1942 году. (И как-то прошедшее время: «располагалось» — неуместно…)

Цитата:
Их место занимают широкопленочные "Москва-5" и "Искра", изготавливаемые на КМЗ, на основе чертежей полученных по репарации из Германии.


Если про Москву-5 ещё так можно условно говорить, то «Искра» была создана по образцу «Agfa Super Isolette» 1954 года выпуска — не получаются никак репарации… :(

Цитата:
основное назначение "зеркалки" - работа со сменными объективами

«Основное назначение» однообъективной зеркальной камеры — визирование через объектив. У дальномерных фотокамер типа ФЭД объектив также сменный. С точки зрения «сменности» эти типы фотокамер идентичны.

MiStar
Webmaster

Сообщений: 2180

19.05.2011 0:44

Re: Немного для развития темы

Цитата:

КМЗ тогда не было. Был завод точной механики №19, поменявший затем номер на 69, получивший имя Ленина и в итоге оказавшийся в Новосибирске (ныне: НПЗ). Завод №393, позже ставший называться КМЗ, был образован на площадях предыдущего в 1942 году.



С историческим уточнением - полностью согласен, но в данном контексте, общеупотребительное и не вызывающее вопросов современное название завода, считаю уместным.



Цитата:
И как-то прошедшее время: «располагалось» — неуместно...



По другому, у меня сказать не получается, т.к. сейчас от завода осталось только название и жалкие остатки былого. Думаю, что рассказ про арендаторов и судьбу здания СГТ - все же повод для отдельной темы.



Цитата:
Если про Москву-5 ещё так можно условно говорить, то «Искра» была создана по образцу «Agfa Super Isolette» 1954 года выпуска — не получаются никак репарации… :(



Семейство Москва - это эволюция одного и того же довоенного Цейс Супер-Иконта, документация на который, и ряд производственного оборудования был вывезен в 1945г. из Иены.
Что касается Искры, то насколько я помню, репарационные соглашения подписанные между Германией и СССР предусматривали передачу отдельных технологий в течении десяти лет. Поэтому Искра имела вполне законное репарационное происхождение.



Цитата:
«Основное назначение» однообъективной зеркальной камеры — визирование через объектив. У дальномерных фотокамер типа ФЭД объектив также сменный. С точки зрения «сменности» эти типы фотокамер идентичны.



Объективы, как правило у дальномерных камер сменные, но вот их применение, вызывает гораздо больше вопросов, чем на зеркалках, в силу необходимости подгонки под камеру, использования внешних видоискателей, и других подобных "мелочей". Именно из-за этого, со сменной оптикой дальномерные камеры используются редко, в отличии от зеркалок.


----------------
На семи ветрах, в конечной точке всех дорог...

Keng
Прохожий

Сообщений: 33

19.05.2011 21:29

Re: Немного для развития темы

Цитата:

С историческим уточнением - полностью согласен, но в данном контексте...


Вы его ещё назовите действительно современным названием: ФНПЦ ОАО «Красногорский завод им. С. А. Зверева» (как это сделано здесь: http://www.zenit-foto.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=61&Itemid=108&lang=ru«Федеральный научно-производственный центр открытое акционерное общество «Красногорский завод им. С.А. Зверева» (ОАО КМЗ) был создан в 1927 году и достойно прошел годы Великой Отечественной войны.»). ;) «Контекст» должен быть исторически верным.
Я уже не говорю о том, что предыдущий завод (точной механики, №19, Особый завод НКВД, №69…) рассматриваемую здесь технику не выпускал и от того связка «Оптикогорска» с «фототехникой» как-то вообще не к месту.


Цитата:
сейчас от завода осталось только название и жалкие остатки былого


Не согласен. Завод работает, выпускает в том числе и фототехнику. Но дискуссию, думаю, продолжать лучше будет не здесь.



Цитата:
Что касается Искры, то насколько я помню, репарационные соглашения подписанные между Германией и СССР предусматривали передачу отдельных технологий в течении десяти лет. Поэтому Искра имела вполне законное репарационное происхождение.


Вы ошибаетесь. Никакого отношения к репарациям ни «Искра», ни «Салют», например, не имеют. Это просто копии (разной степени идентичности) соответствующих иностранных фотоаппаратов.



Цитата:
в силу необходимости подгонки под камеру, использования внешних видоискателей, и других подобных "мелочей".


Всё сказанное относится к фотоаппаратам типа ФЭД/Зоркий (к первому — более, ко второму — менее), но не относится к дальномерным фотоаппаратам типа Leica-M, Contax/Киев, «Комета» (если говорить о КМЗ) и т. д.



Цитата:
Именно из-за этого, со сменной оптикой дальномерные камеры используются редко, в отличии от зеркалок.


Вы, говоря о технике, путаете сложившуюся по тем или иным причинам отечественную фотолюбительскую практику с возможностями соответствующего типа фотокамер.

Аноним
19.05.2011 22:55

Re: Немного для развития темы

Цитата:

Завод работает, выпускает в том числе и фототехнику. Но дискуссию, думаю, продолжать лучше будет не здесь.


Кстати, очень интересно было бы развернуть тему про фототехнику (про 4 модели плёночных фотоаппаратов), относительно данной темы, то бишь именно "гражданских фотоаппаратов".

Новые комментарии - сверху Предыдущая тема | Следующая тема | Вверх
Страницы: (1) 2 3 4 ... 19 »
"
ГОРОД КРАСНОГОРСК

Знаете ли Вы, что фильм "Берегись автомобиля" снимался в Нахабино

Общая информация
Администрация района
Депутаты
Карты города и района
Телефонный справочник
Красногорск
Опалиха
Нахабино
История города
Красногорская земля
Город Красногорск
Отдельные публикации
Отдельные публикации
Депо Нахабино
Данные по району
Красногорск официально
Депутаты
Общественные приемные
Приемные Администрации
Статистика за 2003 год
Всяко-разное
Стихи о городе NEW
Тест на знание истории
Тест на патриотизм
Разные публикации
Рекламный блок
Регистрация / вход
 Зарегистрируйтесь!
 Забыли пароль?
 Вход:
Ник:
Пароль:
Новички на сайте
KaseyLinco 19.04.2024
Myrtle7465 19.04.2024
Ilene6773 19.04.2024
BryceZeped 19.04.2024
BrittnyBru 19.04.2024
LannyBlack 19.04.2024
GeoffreySu 19.04.2024
CatalinaPa 19.04.2024
SalvadorCa 19.04.2024
RaphaelScq 19.04.2024
  Powered by XOOPS © 2001-2003 The XOOPS Project  
 
Красногорск. Информационно-справочный портал Красная Горка

© Городской портал "КРАСНАЯ ГОРКА" 2002-2014
Авторы: Александр Поздеев, Юдкин Денис