Перейти на главную
 Написать письмо
 Помощь по порталу
 Реклама на сайте

НОВОСТИ ФОРУМ ГАЛЕРЕЯ ОПРОСЫ САЙТЫ ИСТОРИЯ АФИША ГОСТЕВАЯ
Ветвь обсуждений
 Оглавление форума
   Трёп
     Краткий курс отечественных железных дорог.
Старые комментарии - сверху Предыдущая тема | Следующая тема | Вниз
Страницы: « 1 2 3 (4)
shell
Moderator

Сообщений: 5555

18.12.2023 9:58

Re: Краткий курс отечественных железных дорог.

Михаил, конечно продолжай!
Очень познавательно и интересно.


----------------
Алексей Sh.

MiStar
Webmaster

Сообщений: 2184

17.12.2023 23:41

Re: Краткий курс отечественных железных дорог.

Этим сообщением, я открываю очередную тему, связанную с железной дорогой.

Поскольку железные дороги, как правило не способны существовать в рамках одного города или даже района, данная тема не будет иметь явно выраженного «краеведческого характера», тем не менее, некоторые детали, характерные именно для наших мест, я буду выделять в тексте особо.

Сама тема возникла в связи с тем, что большая часть вопросов, возникающих вокруг железной дороги, вызывают затруднения у значительной части населения, а в последние полтора десятилетия, даже у самих железнодорожников. Попробуем восполнить этот пробел в нашем «Кратком курсе отечественных железных дорог». А начнем, как это обычно принято, с истории:

История железных дорог в России, железнодорожные эпохи.

«Как объять необъятное», или изложить в относительно коротком сообщении, более чем 185-ти летнюю историю железных дорог в России? Если просто попытаться описывать все события, то это сочинение займет не один вечер, и станет многотомным историческим повествованием. Значит придется взять за основу чужой опыт, и оттолкнувшись от него попробовать перечислить наиболее значимые события в истории, связав их в исторические эпохи. Перед вами мой вариант разбивки исторических эпох и значимых событий на железных дорогах России.

Начнем с «нуля». За нулевую эпоху развития железных дорог в Российской империи, примем период от начала XIX века и до 1851г, с первыми, еще достаточно примитивными горнозаводскими «лежневками» , паровозом Черепановых, и первой отечественной железной дорогой Петербург-Царское Село. Для данной эпохи будут характерны достаточно примитивные по конструкции локомотивы, вагоны, верхнее строение пути. Какая-либо унификация и стандарты, на этом этапе отсутствуют, в ряде случаев оборудование и материалы закупаются за границей (Царскосельская ж.д.). Железные дороги этого периода являются «островными», не связанными в единую сеть, протяженность отдельных участков не превышает нескольких десятков верст, какого-либо серьезного стратегического/социального/экономического значения в масштабах государства они не имеют. Именно этот момент «начала всех начал» примем за исходную точку, и назовем «нулевой эпохой».

Первая эпоха охватывает довольно большой исторический период с момента постройки первой магистральной железной дороги в Российской Империи «Санкт-Петербург – Москва», и заканчивается вместе с революцией 1917г. и гражданской войной 1918..1922гг. Внутри этой эпохи есть несколько исторических периодов развития железных дорог, в течении которых Российская Империя стала одной из крупнейших железнодорожных держав мира. Попробуем разобрать эти периоды более подробно:

Ia – 1851..1862гг. начальный период строительства железных дорог. Характеризуется активным участием зарубежных компаний в закупках локомотивов и вагонов, а также рельсов и стрелочных переводов. Собственная железнодорожная промышленность на этом этапе только зарождается. Железные дороги на данном этапе не имеют объединения в общегосударственную сеть, поэтому отличия в стандартах подвижного состава, средствах сигнализации и связи еще не являются критичными. В этот период очень важным событием станет выбор «единой» колеи на железных дорогах. За образец, будет принята 5-ти футовая (1524мм) колея, по образцу первой в России магистральной железной дороги С.Петербург – Москва. На своей родине в конфедерации южных американских штатов, она исчезнет после «войны Севера и Юга» 1861..1865гг, несмотря на то, что к 1860г. было проложено уже более 10тыс.км дорог 5-ти футовой колеи. А спустя несколько десятилетий она получит название «русская колея», и будет лежать на 1/5 части суши.

Ib – 1863..1883гг. Время массового строительства железных дорог в Российской Империи. Образуется большое количество частных акционерных обществ и компаний, занимающихся постройкой и эксплуатацией железных дорог. На отечественных заводах строятся пока еще разнотипные и неунифицированные паровозы и вагоны, по заказам дорог. Некоторые дороги продолжают заказывать паровозы и вагоны за рубежом, основываясь на собственных предпочтениях. В этот же период создается «Главное общество казенных железных дорог», которое не только занимается строительством дорог, и заказом подвижного состава, а также выкупает отдельные, уже построенные железные дороги и отдельные линии у частных владельцев. В этот период появляется русская научная школа, связанная со строительством железных дорог и подвижного состава. На казенных железных дорогах делаются первые попытки стандартизации системы используемых сигналов.

Именно в это время (1869) появляется акционерное общество Рыбинской железной дороги, которое к 1913 году станет одной из крупнейших частных железных дорог в европейской части Российской Империи – Московско-Виндаво-Рыбинской железной дорогой. В ее управлении окажется также самая первая железная дорога Петербург-Царское Село.

Ic – 1884..1911гг. К этому периоду отдельные железные дороги начинают объединяться в сети, и остро встает вопрос унификации требований к подвижному составу. Вырабатываются первые стандарты, соблюдение которых позволяет беспрепятственно обмениваться вагонами и локомотивами между отдельными дорогами. После крушения царского поезда в 1888г. на сети дорог Российской Империи появляются единые требования безопасности, которые с годами преобразуются в хорошо известное «троекнижье», состоящее из Правил Технической Эксплуатации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе, и Инструкции по сигнализации. В 90-е годы XIX века вводится понятие «вагон нормального типа», «паровоз нормального типа», обращение которых допускается по всем казенным и частным дорогам. Вводятся в действие единые стандарты габарита приближения строений, габарита подвижного состава, единый стандарт на элементы верхнего строения пути (рельсы, стрелочные переводы, шпалы). В период 1885..1889гг. вводятся первые "Единые перевозочные тарифы".

С 1898 по 1901гг, строится и вводится в эксплуатацию "Московская сеть" Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Часть этой дороги от станции Покровское-Стрешнево, до станции Нахабино в разные годы будет находится на территории Красногорского района.

Id – 1912..1922гг. Вводится единая система обозначения локомотивов. Отечественные производители начинают серийный выпуск наиболее массовой серии товарных паровозов «Э», которые переживут все эпохи, и отдельные экземпляры которых будут работать и в XXI веке. Появление специализированных «курьерских» пассажирских паровозов серии С, заложит основу для скоростного пассажирского сообщения. На этот период также попадает первая мировая война, создание специализированных санитарных и бронепоездов, разруха на транспорте периода гражданской войны, получение дорогами последних локомотивов и вагонов, заказанных за рубежом. К окончанию первой эпохи, железные дороги РСФСР, находятся в плачевном состоянии, более 80% верхнего строения пути находится в неудовлетворительном состоянии, парк действующих паровозов составляет около 1/3 от довоенного 1913 года, по вагонному парку ситуация не намного лучше. Молодой Советской республике, предстоит перезапуск всей сети дорог страны. С этого момента начнет отсчет вторая эпоха железных дорог РСФСР/СССР.

Вторая эпоха, охватывает время с момента окончания гражданской войны и образования СССР, до окончания Великой Отечественной войны. Т.е. 1922..1945гг. Как и в первой эпохе развития железных дорог в Российской Империи, во второй эпохе можно выделить отдельные периоды:

IIa – 1923..1927гг. Период восстановления железных дорог, после разрухи гражданской войны. Объединение железных дорог в единую сеть, под началом НКПС. Крупный правительственный заказ на постройку паровозов серии Э на шведских и германских заводах. Восстановление производства локомотивов и вагонов на отечественных заводах. В производстве осваиваются первые советские серии паровозов и вагонов. В 1924 году изготовлен первый советский тепловоз, а в 1926 году первый советский электропоезд.

IIb – 1928..1931гг. Начальный период электрификации железных дорог СССР. Начало серийного производства электросекций пригородного сообщения на Мытищинском машиностроительном заводе, и первых советских электровозов заводами «Динамо» (электрооборудование и тяговые двигатели), и Коломенским заводом (механическая часть и кузова). Конструкторский конкурс на автосцепку, по итогам которого на сети дорог начинается внедрение автосцепки СА-3, которая в немного модифицированном и усиленном варианте, массово используется в наши дни. Разработка оригинального тормозного оборудования для грузовых поездов (кран машиниста системы Казанцева, тормоз Матросова), позволяющего увеличить технические скорости.

IIc – 1932..1940гг. Электрификация отдельных направлений пригородных узлов Москвы и Ленинграда. Островная электрификация на грузонапряженных перевальных участках, и перевод отдельных магистральных железных дорог на электрическую тягу. Массовое производство новых серий паровозов. Разработка и освоение в производстве отечественных конструкций магистральных электровозов. Серийное производство первых отечественных тепловозов с электрической передачей на Коломенском заводе. Серийное производство электросекций пригородного сообщения с отечественным электрооборудованием завода Динамо, на Мытищинском заводе. Реконструкция верхнего строения пути и мостов на магистральных направлениях, с целью увеличения допустимой осевой нагрузки, и увеличения технических скоростей.

Появление первых систем автоблокировки, опытная эксплуатация которых с 1931года, проводится на головном однопутном участке Московско-Белорусско-Балтийской ж.д. Покровское-Стрешнево – Волоколамск, и в многопутном варианте на Северной ж.д. участок Москва – Мытищи.

IId – 1941..1945гг. Великая Отечественная война. Массовая эвакуация предприятий и населения из зоны боевых действий. Создание специализированных подразделений на транспорте (паровозные колонны/строительно-восстановительные отряды/санитарные поезда и т.п.). Железнодорожный транспорт с первого до последнего дня войны работает с максимально возможной пропускной способностью. В грузовом движении используется практика вождения длинносоставных и сдвоенных поездов, с применением «кратной тяги» (несколько локомотивов в составе поезда). Начиная с 1943 года, помимо работ по восстановлению разрушенного, веется также новое строительство и электрификация железных дорог.

Головной участок Калининской ж.д. Москва – Нахабино, электрифицирован с напряжением в контактной сети 1500 вольт (для работы электросекций) в 1944..1945гг. и сдан в постоянную эксплуатацию за два месяца до Победы.

Третья эпоха, охватывает период времени с окончания Великой Отечественной войны, до второй половины 60-х годов ХХ века. (1945..1967гг.) Как и в предыдущих эпохах, в ней можно выделить отдельные периоды:

IIIa - 1945..1956гг. Восстановление разрушенного в войну железнодорожного хозяйства на Европейской территории СССР. Массовая эксплуатация трофейной и получаемой по репарациям железнодорожной техники, включая паровозы и вагоны европейского габарита. Освоение новых серий локомотивов. В 1956 году на территории СССР прекращается выпуск паровозов.

Продление электрифицированного участка Калининской железной дороги до станции Новоиерусалимская, и реконструкция тяговых подстанций для работы с напряжением в контактной сети 3000 вольт, что дает возможность перейти на электротягу в грузовом движении, и использовать новые серии электросекций и электропоездов в пригородном. Электрификация ветки Нахабино - Павловская Слобода. Строительство новых вокзалов и станционных сооружений на участке Манихино-Ржев, вместо разрушенных во время войны.

IIIb - 1957..1967гг. Перевод подвижного состава на автосцепку, отказ от использования буферов на вновь выпускаемых локомотивах и вагонах грузового парка. Массовая электрификация на сети дорог. Освоение в производстве новых серий подвижного состава. Прекращение оборота двухосных вагонов на сети дорог. Массовый вывод из эксплуатации паровозов.

Продление электрификации до ст.Волоколамск. Строительство второго пути на участке Шереметьевский пост - Новоиерусалимская.

Четвертая эпоха, охватывает период времени с 1968 по 1985гг. В истории страны этот период иногда именуют "эпохой застоя", нас же больше интересует история транспорта.

В эту эпоху на всей сети дорог происходит массовое внедрение тяжелых типов рельсов (в основном Р65) укладываемых на железобетонных шпалах со щебеночным балластом, что позволяет пропускать тяжеловесные поезда.

Появляются модернизированные вагоны и локомотивы с увеличенной осевой нагрузкой. На отдельных участках сети допущены к обращению восьмиосные вагоны с полезной нагрузкой до 125..130т. В этот период на железные дороги идет массовая поставка локомотивов и вагонов из стран СЭВ, таких как пассажирские электровозы серии ЧС, маневровые тепловозы серии ВМЭ и ЧМЭ, пассажирские вагоны из Польши и ГДР, а также рефрижераторные секции производства ГДР. Из СССР в свою очередь массово экспортируются грузовые тепловозы серии М62, электропоезда для Болгарии (ЭР25) и Югославии (ЭР31).

Также эта эпоха характеризуется массовым применением в железнодорожной архитектуре типовых проектов из сборного железобетона, благодаря которой значительная часть платформ и остановочных пунктов на пригородных узлах приобретают привычный нашему взгляду вид.

В середине этой эпохи полностью прекращается использование паровозов для пассажирских поездов (1974..1975гг.), а полное прекращение использования паровозов для грузового движения произойдет немного позже в 1981..1982гг.

К 1980 году локомотивы и вагоны довоенной постройки также будут полностью выведены из оборота. Электровозов ВЛ19, СК, Сс, Си, ВЛ22, электросекций Св, Сд, См, См3 в действующем парке практически не останется, а отдельные уцелевшие экземпляры будут использоваться на хозяйственных работах.

Пятая эпоха 1986..2003гг. Перестройка, перестрелка, развал СССР с утратой единой сети дорог, массовые административные переразделы. Завершается этот бурный период ликвидацией МПС в сентябре 2003 года, и образованием РЖД.
...

Шестая эпоха 2003..наше время. Историю этого периода, еще только предстоит осмыслить и изложить на бумаге/наборах байтов.



Продолжать ???


----------------
На семи ветрах, в конечной точке всех дорог...

MiStar
Webmaster

Сообщений: 2184

17.12.2023 23:39

Краткий курс отечественных железных дорог.

Давно у нас новых тем не появлялось. Так что позволю себе немного оффтопика, не относящегося непосредственно к городу и району, но позволяющего ответить на ряд вопросов, связанных с проходящей по территории нашего района железной дорогой.

Тема будет построена, по принципу "Очень краткого курса отечественных железных дорог", отвечающего на вопросы, как исторического, так и технического характера, для "уважаемых пассажиров". Вести тему буду, как уже давно сложилось, по принципу "от случая к случаю, когда есть свободное время". Вопросы от читателей всегда приветствуются, и обрабатываются в преимущественном порядке.

Итак встречайте первое сообщение в данной теме, затрагивающее историю железных дорог от начала XIX до начала 20-х годов ХХ века.

Как-то так...

P.S. Для "местечково-краеведческих вопросов" у нас существует специальная тема: История Рижского хода, или обсуждаем историческую часть пригородного сообщения на участке Москва-Шаховская


----------------
На семи ветрах, в конечной точке всех дорог...

Старые комментарии - сверху Предыдущая тема | Следующая тема | Вверх
Страницы: « 1 2 3 (4)
"
ГОРОД КРАСНОГОРСК

Красногорский район - один из самых маленьких в Подмосковье

Общая информация
Администрация района
Депутаты
Карты города и района
Телефонный справочник
Красногорск
Опалиха
Нахабино
История города
Красногорская земля
Город Красногорск
Отдельные публикации
Отдельные публикации
Депо Нахабино
Данные по району
Красногорск официально
Депутаты
Общественные приемные
Приемные Администрации
Статистика за 2003 год
Всяко-разное
Стихи о городе NEW
Тест на знание истории
Тест на патриотизм
Разные публикации
Рекламный блок
Регистрация / вход
 Зарегистрируйтесь!
 Забыли пароль?
 Вход:
Ник:
Пароль:
Новички на сайте
Taylah04Q9 20.05.2024
gtapaintcom 20.05.2024
MonikaGall 20.05.2024
SolMcEvoy3 20.05.2024
ChuStovall 20.05.2024
GrazynaCot 20.05.2024
JakeWinfre 20.05.2024
CharlieMor 20.05.2024
SashaDonah 20.05.2024
AngeloHatt 20.05.2024
  Powered by XOOPS © 2001-2003 The XOOPS Project  
 
Красногорск. Информационно-справочный портал Красная Горка

© Городской портал "КРАСНАЯ ГОРКА" 2002-2014
Авторы: Александр Поздеев, Юдкин Денис