Микрорайон 5 (Поселок завода сухой гипсовой штукатурки). История освоения.
В конце 30-х, начале 40-х годов на том месте, где сегодня стоят жилые дома т.н. "микрорайона №5", он же "СГШ" - был огромный, заболоченный пустырь, простиравшийся от Волоколамского шоссе до линии Калининской железной дороги. С восточной стороны этого пустыря, где за счет возвышения рельефа было посуше - стояло несколько бараков (нынешняя ул.Жуковского), а с восточной стороны пустырь ограничивала ж.д. ветка, уложенная на высокой насыпи, для подачи вагонов на завод, который в будущем станет называться КМЗ.
Обращает на себя внимание, что станция Павшино, Волоколамское шоссе, и заводская ветка - в этом районе города находятся на относительно высоких, "рукотворных" насыпях. Это связано с тем, что с давних времен, на этих местах были торфяные болота, поросшие камышом и "развесистой клюквой" . В силу природного рельефа, и появления в начале ХХ века насыпи железной дороги с юга - этот пустырь был естественной водосборной чашей, принимавшей весной талые воды со склонов окружающих его холмов.
Во время войны - часть пустыря, наименее заболоченную, распахали на огороды. В основном это была полоса вдоль Волоколамского шоссе, и участки прилегающие к железнодорожной ветке и станции. В центре пустыря, так и оставалось болотце, в форме гиганской запятой, "хвост" которой вытягивался в сторону западной горловины станции.
Территория, на которой будет построен поселок СГШ. Немецкий аэрофотоснимок. 1941 год.
В первые послевоенные годы, в районе остро встала проблема "дефицита" жилья. Возвращались домой фронтовики, приезжали назад эвакуированные, да и число работников отдельных предприятий в годы войны заметно выросло за счет "переселенцев" из окрестных и далеких сел и деревень. Поэтому в 1948 году решением Красногорского районного исполнительного комитета, было принято решение о выделении строящемуся на берегу Москвы-реки заводу сухой гипсовой штукатурки, участка земли для строительства рабочего поселка на пустыре между станцией Павшино, ж.д. веткой на КМЗ, и Волоколамским шоссе.
После войны возникла необходимость коренной перестройки всей строительной базы -восстановление разрушенного жилья традиционными довоенными методами могло затянутся на десятилетия.
В 1949 году по постановлению Совета Министров СССР закупаются по импорту за рубежом две технологические линии и строятся заводы в Киеве и Красногорске (принята в расчет близость к Москве) по выпуску сухой гипсовой штукатурки. Сухая штукатурка пришла на смену мокрой. Новый материал предназначался для внутренних работ, он был способен регулировать влажность, а также создавать хорошую тепло- и звукоизоляцию, с чем цементные материалы справлялись значительно хуже. Его внедрение резко сокращало сроки строительства.
Этот завод,ныне называющийся КНАУФ -Маркетинг Красногорск, дал обиходное название микрорайону города, по своему первому названию из 50-х годов.
Завод по производству сухой, гипсовой штукатурки, общий вид (1955..1965гг.)
Первый квартал нового поселка, состоящий из двухэтажных домов поселка и нескольких "временных" одноэтажных бараков поднялся на месте огородов примыкающих к ж.д. ветке и Волоколамскому шоссе. Причины выбора этого места для "стартовой застройки", как это назвали бы сейчас - были вполне очевидны. В конце 40-х годов, это был практически единственный участок земли на пустыре, не требовавший осушения. Вторым фактором был удобный выход к ст.Павшино, и оттуда через Ильинское шоссе к проходной завода.
Один из домов первого квартала застройки поселка СГШ (Волоколамское шоссе 1/1 постройки 1952г.)
Первые новоселья поселка состоялись в 1949-м году, в ныне не существующем доме по адресу Волоколамское шоссе 2. К сожалению, этот дом не дожил до наших дней, т.к. в середине 80-х годов у него произошло разрушение фундамента, которое привело к отрыву западной торцевой стены от основной коробки здания. Около 10 лет дом простоял выселенным в ожидании ремонта, и в 90-е был снесен.
На месте одного из старейших домов поселка СГШ теперь находится "дыра" с напоминающим ларек зданием банка (Волоколамское шоссе 2) На заднем плане дома Волоколамское шоссе 1а и 1б постройки 1975..76гг
Дальнейший рост поселка шел вдоль Волоколамского шоссе, где жилые дома, построенные по типовым проектам, и образующие уютные, замкнутые кварталы, отвоевывали у болота новые территории.
Второй квартал застройки поселка СГШ (проезд Чехова 6 1954г. постройки)
Таким образом, в начале 50-х годов, было застроено еще два квартала, которые окончательно сформировали уютный поселок из двух, трех, и даже четырехэтажных домов, однотипной конструкции, предусматривающих довольно высокий уровень удобств.
Внутриквартальная застройка первого квартала поселка СГШ (проезд Чехова 5 1951г. постройки). Заметна "экономия" на домах стоящих в глубине квартала, и "невидимых" с дороги. Дом неоштукатурен, а просто покрашен фасадной краской по кирпичной кладке
В центре поселка в 1951 году была пробурена артезианская скважина, и построен водозаборный узел (ныне ВЗУ №2), что полностью обеспечило водой построенные дома.
Водонапорная башня в поселке СГШ. Построена в 1951г.
Окончательный облик поселка, близкий к современному сложился в 1959г. когда была построена водонапорная башня в центре поселка, и четырехэтажный дом Чайковского 6 (1959), сменивший один из бараков. От картины 60-х годов ныне его отличают лишь две башни построенные в середине 70-х годов на месте барака имевшего адрес ул.Чайковского 4.
Панорама поселка завода СГШ 60-е годы ХХ века
С противоположной стороны пустыря - от Красной горки, вдоль Волоколамского шоссе в середне 50-х годов также велось строительство жилых домов, и здания средней школы, что в итоге привело к появлению новой улицы города, оттеснившей берега болотца в сторону железной дороги.
Первый жилой дом, построенный со стороны "Красной горки" (Волоколамское шоссе 11/1 1953г.)
Первого сентября 1956 года - распахнула свои двери новая средняя школа №7, построенная на Волоколамском шоссе. В 1977 году школа переедет в новое здание, расположенное в глубине микрорайона, а пока на месте будущего нового корпуса школы сохранялись заросли камыша, и устраивали свои концерты земноводные представители фауны
Старое здание Красногорской средней школы №7, построенное в 1956 году (Волоколамское шоссе, 9)
В конце 50-х годов поселок вошел в черту города Красногорска и 11 декабря 1959 года улицам СГШ присвоены собственные названия Железнодорожная, проезд Чехова, Чайковского, Строительный проезд. До этого в поселке была собственная, "сквозная" нумерация домов.
Конец первой части...
Последнее обновление 4.01.2012
---------------- На семи ветрах, в конечной точке всех дорог...
Окраска отдельных зданий на плане, соответствует времени их постройки и сдачи в эксплуатацию. Особых "долгостроев" в этом микрорайоне не было, поэтому при периоде отсчета в 10 лет - "переходящей" застройки быть не может.
В центре квартала, образованного Строительным проездом, Волоколамским шоссе, проездом Чехова, и ул.Чайковского находится территория ВЗУ №2 и водонапорная башня, не отмеченные на данной схеме, как "стратегический объект".
Железнодорожная улица, в том виде, как она показана на данной схеме - существует исключительно в фантазиях градостроителей, на протяжении более, чем сорока лет, и в реальности проезжей не является.
Обращаю особое внимание всех жителей СГШ (микрорайон №5), что большая часть жилых домов, не имеет сформированной и поставленной на кадастровый учет придомовой территории. А это значит, что в случае планируемого администрацией превращения микрорайона в "квартал ускоренного развития территории", стоимость земельного участка под домом и придомовой территории, не будет учитываться при расселении и выплате компенсаций.
P.S. По состоянию на январь 2019 года (см. скрин выше), картина с формированием и постановкой на кадастр придомовых территорий на СГШ практически не поменялась...
---------------- На семи ветрах, в конечной точке всех дорог...
Re: Микрорайон 5 (Поселок завода сухой гипсовой штукатурки). История освоения.
Часть вторая, и пока не законченная...
Последними домами поселка завода СГШ, построенными до его вхождения в состав города Красногорска стали трехэтажный дом Волоколамское шоссе 8, на первом этаже которого, долгое время размещалась детская поликлиника №2, и четырехэтажный жилой дом ул.Чайковского 6.
Жилой дом, завершивший первую очередь строительства поселка СГШ (ул.Чайковского 6, 1959г. постройки)
После того, как поселок завода СГШ вошел в состав города Красногорска, на свободных площадях, по мере подсыпки грунта и осушения заболоченного пустыря стали застраиваться улицы Чайковского и Железнодорожная, оттесняя остаток болотца на запад к железной дороге. Чуть позже - были построены пятиэтажные дома на Железнодорожном проезде.
Застройка велась неравномерно, и несколько хаотично, что было связано с необходимостью осушения низменных мест и подсыпки привозного грунта. Из-за этого к примеру: дом Железнодорожная 5 (1960) появился на свет гораздо раньше своих соседей (Железнодорожная 1 1966).
Башни Волоколамское шоссе 1а и 1б построены в 1976..77гг. на месте деревянного барака имевшего адрес ул.Чайковского 4, что объясняет одну из странностей нумерации домов города. Почему башне с номером 1б не был присвоен адрес бывшего барака, вполне логичный по расположению здания - остается только гадать.
Еще один идиотизм города, связанный с отсутствием нормального адресного реестра - детский сад на ул.Чайковского 17, который до конца 80-х везде числился по этому адресу. Тем не менее, проходя летом мимо этого здания - обнаружил на нем свежесляпанную табличку с надписью "Чайковского 13а". Учитывая, что за прошедшие десятилетия ул.Чайковского в этой части не изменилась, и никаких новых строений, которые могли бы "перехватить" адрес на ней не появилось - комментарии излишни. Кстати "несуществующий номер" дома Чайковского 15 по логике должен принадлежать дому Строительный проезд 4а, находящемуся чуть в глубине двора.
Детский сад завода №34 (ул.Чайковского 17, на табличке "13а")
В этом микрорайоне, были построены одни из последних пятиэтажек в городе - ул.Жуковского 8а (1976г) и ул.Жуковского 4 (1978г.). Более поздняя пятиэтажка постройки 1980г. известна мне на Вокзальной улице.
Одна из последних, построенных в городе пятиэтажек (ул.Жуковского 4 постройки 1978г.)
В 1977г. Красногорская средняя школа №7 переехала в новое здание "со всеми удобствами", включавшими в себя спортивный и актовый залы и столовую, построенное на месте заболоченного пустыря, долгое время не использовавшегося для застройки. В 1976г. "центральное болото микрорайона" было осушено, торф вывезен, и вместо него завезено несколько десятков тысяч кубометров глины и грунта, позволивших построить на этом месте школьное здание.
Новое здание Красногорской средней школы №7 (вид с перекрестка ул.Чайковского и Железнодорожного проезда) На заднем плане - пятиэтажка ул.Чайковского 12 и "новые" дома ул.Железнодорожная 1а и 1б постройки 1981..1982гг.
Старый корпус школы (Волоколамское шоссе 9) в 1978г. после ремонта был передан для размещения медучилища, выехавшего из подвала жилого дома на Оптическом переулке, и военкомата, покинувшего деревянное строение в Райцентре, на месте которого сейчас находится отдел вневедомственной охраны.
Старый школьный корпус 1956г. постройки. Вид на вход в медучилище со стороны Волоколамского шоссе.
После 1978г. активная застройка микрорайона уже не велась. Исключения составили лишь два панельных дома в начале ул.Железнодорожная (1а и 1б), построенные в 1981..82гг. и единственный дом постройки 90-х годов - Железнодорожный проезд 2. Последний строился при активном участии 12-го автобусного парка для своих сотрудников, несколько сократив площадь школьного двора и стадиона.
Единственный "новодел" 90-х годов в микрорайоне (Железнодорожный проезд 2, постройки 1998г.)
Далеко не все дома, даже первой очереди застройки, строились для работников завода сухой гипсовой штукатурки. К примеру - дом Волоколамское шоссе 11/1 был построен в 1953г. для работников завода №34, а дом Волоколамское шоссе 8, предназначался работникам архива кинофотодокументов.
Подобная "разноведомственность" объясняет причины появления домов разных проектов, построенных рядом друг с другом, практически в одно и то же время. Особо выделяются в этом микрорайоне, три дома на ул.Чайковского, построенные военными по оригинальным проектам.
Четырехэтажный жилой дом серии II-14, построенный для работников завода №34 (ул.Чайковского 16, постройки 1960г.)
Это дома №14, 16 проекта II-14 с деревянными перекрытиями, и единственная в микрорайоне пятиэтажная "панелька" Чайковского 18, также изначально строившаяся для работников 34-го завода.
Уникальная для этого района города - пятиэтажная панелька "Военпроектовской" серии (ул.Чайковского 18, постройки 1964г.)
Большинство четырех- и пятиэтажных домов микрорайона принадлежат к сериям I-447 и I-511 различных модификаций. Внешне очень похожие друг на друга - дома этих серий несколько отличаются конструктивно, и имеют разные планировки квартир.
Основным материалом для строительства домов на СГШ был и оставался до начала 80-х годов прошлого века, силикатный кирпич желтовато-серого или серого (на поздних домах) цвета. Недостатком этого кирпича - является его слабая водостойкость, и довольно высокая теплопроводность. Первое - приводит к разрушению стен в районе водосточных труб и лотков, а второе - требует повышенных затрат на отопление, по сравнению с современными зданиями. Расчетный срок службы домов этих серий, составляет не менее 100..150 лет при капитальных ремонтах с заменой основных коммуникаций и кровли раз в 25 лет.
В микрорайоне сохранилось некоторое количество "раритетов" из 50-х..60-х годов прошлого века, ныне почти повсеместно утраченных. Примером могут послужить старые "круглые" указатели номеров домов "московского образца 50-х годов".
"Вечные" таблички, изготавливались по ныне забытой технологии "горячей стеклоэмали", поэтому спустя полвека, не сильно изменились. Разве, что протереть бы их не мешает, и восстановить подсветку номера дома
Или уникальные для нынешнего времени - списки ответственных квартиросъемщиков у подъездов...
"Список ответственных квартиросъемщиков" в отличии от номера дома и названия улицы был написан простыми белилами по куску жести, поэтому спустя полвека - большинство табличек не читаемы. Тем не менее - удалось найти одну табличку в относительно хорошей сохранности.
Примерно 70% трудоспособного населения в те годы, работало в пределах города, и в поездках в столицу для работы не нуждалось. Поэтому маршруты утренних и вечерних потоков людей не были "привязаны" к станции Павшино, или остановкам 542-го автобуса, которым в те годы, население СГШ для поездок в Москву пользовалось мало.
Еще одной темой, практически не затрагиваемой в существующих краеведческих материалах, является "комфортность проживания" в городе, за которую так беспокоится нынешняя администрация. В данном материале предлагаю исторический срез по состоянию на 1979..80гг. предприятий торговли, медицины, детских учреждений и т.п. в отдельно взятом микрорайоне города.
Итак начнем с "хлеба насущного", или что мог предоставить жителям микрорайона СГШ - Красногорский торг:
Магазин №10 - "Продукты" Волоколамское шоссе д.6, он же старейший продуктовый магазин в микрорайоне, открывшийся в 1955 году.
Здесь находился старейший в этом микрорайоне продовольственный магазин №10, открывшийся в 1955 году (Волоколамское шоссе 6)
От вывески "Булочная-кондитерская" уцелел лишь этот скромный ромбик с бывшим номером магазина (ул.Чайковского 11)
Магазин №58 - "Продукты" ул.Жуковского 10
Магазин №61 - "Овощи-фрукты" ул.Чайковского 8а
Ну и конечно, не стоит забывать про "Павшинский колхозный рынок", находившийся под окнами новостройки ул.Железнодорожная 1к3.
Промтоварные магазины в микрорайоне были представлены следующим списком:
Магазин №55 - "Спорт-культ-товары" Строительный проезд 4. Был примечателен тем, что здесь продавались велосипеды, телевизоры, и фотоаппараты. Пойдешь налево от входа - увидишь "выставку" из велосипедов и мотоциклов. Прямо у входа - покупателя "встречала" стена из телевизоров всех цветов и калибров. Ну а справа, был отсек с фотопленкой, бумагой, химией, и конечно же полным набором продукции КМЗ на стеллажах, включая "Фотоснайпер" в качестве "украшения витрины", т.к. позволить себе эту "роскошь" мог далеко не каждый.
Магазин №13 - "Комиссионный" Волоколамское шоссе 10
Магазин №59 - "Промтоварный" Железнодорожный проезд 11, причем за стенкой этого магазина, в этом же доме находилась "Промтоварная база Красногорского торга", что автоматически приводило к тому, что весь "дефицит" сначала появлялся именно в этом магазине, и иногда в нем же и заканчивался
На первом этаже этого дома, когда-то была промтоварная база Красногорского торга (слева) и "пятьдесят девятый" магазин (справа). Сейчас эти помещения занимает очередная "Пятерочка" (Железнодорожный проезд 11, постройки 1966г.)
Учитывая, что Красногорским модницам того времени, не всегда нравились фасоны и расцветки готовых изделий легкой промышленности - на СГШ существовали и ателье:
В ожидании примерки - можно было зайти в "парикмахерскую №6", которая располагалась по соседству с "Меховым ателье" в том же доме на ул.Железнодорожная 6.
Сбербанк - существует и поныне, парикмахерская тоже (в центре здания). А вот от "мехового ателье" - сохранилась лишь раритетная вывеска 60-х годов и сегодня его помещения занимает продуктовый магазин и "Мособлбанк". А вот обычное ателье - осталось и находится с другой стороны здания.(ул.Железнодорожная 6, постройки 1968г.)
Починить сломавшийся каблук можно было в мастерской по ремонту обуви, пристроившейся по адресу: ул.Чайковского 13 вход со двора.
Ремонт обуви, вход со двора, в доме Чайковского 13, как выяснилось существует и сейчас. По отзывам местных жителей - работает неплохо.
Ну а если у жителя микрорайона сломался купленный в "Спорт-культ-товарах" телевизор - то его нужно было переместить в телеателье по адресу: ул.Чайковского 11.
С медициной в микрорайоне все было тоже довольно неплохо:
За выписанными в поликлиниках лекарствами - шли в аптеку, которая располагалась на Чайковского 8а.
Ну а если врачи и лекарства помочь не могли, то к услугам покойного было "Похоронное бюро" в сарайчике на Жуковского 24.
На время работы - детей можно было "сдать" под присмотр воспитателей и нянек по следующим адресам:
Детский комбинат №11 - Чайковского 21а
Детский сад №9 - Чайковского 17
Детские ясли №7 - пр.Чехова
Детские ясли №9 - Жуковского 6
Детский комбинат №11 (Чайковского 21а)
Ну а для более старшего возраста существовала средняя школа №7 в центре микрорайона, и детская музыкальная школа - на Чайковского 11.
Все органы необходимые для власти в микрорайоне были представлены в виде:
Городской узел связи, телеграф, Центральный переговорный пункт - Железнодорожный проезд 9
Отделение связи №2 - Чайковского 11
Переговорный пункт и телеграф - давно закрыты, а в "кусочек" бывшего помещения узла связи переехало городское почтовое отделение №2 оно же 143402 (Железнодорожный проезд 9)
Сберкасса №7808/019 - Железнодорожная 6
Учитывая их доступность для жителей микрорайона - революция им в те годы не угрожала.
Если же кому-то не нравилось проживание в этом "оазисе" - он мог обратится в "Бюро обмена жилплощади" по адресу Волоколамское шоссе 8 и подобрать себе вариант размена квартиры.
Безработицы в те времена - официально не существовало, но если вдруг по какой-либо причине житель города оставался без работы, он шел в "Бюро трудоустройства населения", расположенное на Чайковского 18, где ему могли предложить работу. В крайнем случае по соседству находилась: "Плодоовощная база №2 (овощехранилище)" - Жуковского 7, где рабочие руки были нужны всегда.
Чтобы "кандидат в работники" не "заблудился" - дома в микрорайоне были "украшены" специальными табличками, и некоторые из них, "дожили" до наших дней
Не всем же быть "управдомами" и сидеть по адресу: "Жилищно-коммунальный отдел ТИГИ" - Чайковского 7.
последняя редакция: 04.01.2012
Продолжение следует...
---------------- На семи ветрах, в конечной точке всех дорог...
Re: Микрорайон 5 (Поселок завода сухой гипсовой штукатурки). История освоения. Часть вторая.
Михаил, большое спасибо за проделанную работу! Ваши исторические заметки всегда интересно читать! Хотелось бы попросить только одного: как-то выделить эти заметки, чтобы они не потерялись в темах форума. Но это уже вопрос к администрации форума.
Re: Микрорайон 5 (Поселок завода сухой гипсовой штукатурки). История освоения. Часть вторая.
Миша,молодец!!!!!!Я родился в Красногорске 60(боже мой)лет назад,но и для меня многие исторические страницы,раскопанные тобой,являются откровением.Ну и к теме-у меня отец всю жизнь проработал шофёром в Райпотребсоюзе(гаражи были,где сейчас ВР),а склады на ст.Павшино.Жили на Тёплом бетоне,и я к нему через это болото бегал пацаном,носил обед.Болото было и у гаражей,и между Волоколамкой и ж/д такое,что по одному НЕ ХОДИЛИ.Страшно было.
Спасибо, за столь неожиданные, но приятные отзывы. Что касается этой темы - рассчитываю за новогодние каникулы, дописать ее до конца, и если позволит погода, то погуляю по соседним дворам с фотоаппаратом, т.к. на СГШ сохранилось довольно много "раритетов" 50-х..70-х годов прошлого века.
P.S. Тема пишется путем постоянного редактирования первых трех сообщений.
---------------- На семи ветрах, в конечной точке всех дорог...
Re: Микрорайон 5 (Поселок завода сухой гипсовой штукатурки). История освоения.
Здравствуйте Уважаемый MiStar, на месте дома по улице Железнодорожный проезд, кроме пустыря и контейнерной площадки ничего не было. И школьную площадку строительство не затронуло. На сколько я помню.
Re: Микрорайон 5 (Поселок завода сухой гипсовой штукатурки). История освоения.
А меня заинтересовал вот какой вопрос, а чего народ в болото-то полез? ведь южнее, за железкой, микрорайона еще небыло, судя по аэросъемке там 41-го чисто поле.
т.е нет болота и завод прямо через дорогу ----------------------------------------
Re: Микрорайон 5 (Поселок завода сухой гипсовой штукатурки). История освоения.
Цитата:
Здравствуйте Уважаемый MiStar, на месте дома по улице Железнодорожный проезд, кроме пустыря и контейнерной площадки ничего не было. И школьную площадку строительство не затронуло. На сколько я помню.
До начала строительства - забор школы проходил примерно в 10м от бордюра дороги вдоль Железнодорожного проезда, и продолжался почти до самой котельной. На чахлом газончике между тротуаром и забором по весне выкладывались кучки металлома с трафаретиками "6-а", "8-б" и т.п. Если же посмотреть на расстояние от дороги до нынешнего забора школы - выяснится, что расстояние заметно, раза в три увеличилось, т.е. территорию школы с северной стороны "сократили". Также метров на 10-15, "подрезали" и территорию котельной, со стороны дома. В принципе - могу поискать геодезию времен до начала строительства и посмотреть более точные ориентиры.
Цитата:
А меня заинтересовал вот какой вопрос, а чего народ в болото-то полез? ведь южнее, за железкой, микрорайона еще небыло, судя по аэросъемке там 41-го чисто поле.
Не стоит забывать, что в 50-е годы на полях выращивали различные съедобные и не очень съедобные вещи, которые потом шли на стол тем же самым работникам заводов и фабрик. И поля имели своих хозяев. В отличии от сегодняшнего дня - использование плодородных, пахотных земель сельхозназначения под застройку, приравнивалось к преступлению (чем, по моему убеждению, оно и является). Поэтому застройку вели либо на землях непригодных для сельхозработ, либо находящихся внутри городской черты. На месте нынешнего "Южного" примерно до конца 70-х годов прошлого века находилось тепличное хозяйство колхоза "Завет Ильича" и поля с кормовой люцерной/горохом и прочими вкусностями по плану севооборота.
---------------- На семи ветрах, в конечной точке всех дорог...