MiStar
Webmaster
Сообщений: 2195
29.03.2011 21:04
|
Re: Немного про овраг... Одной из "достопримечательностей" микрорайона №7 - считается овраг, разделяющий микрорайон на две неравные части, и уже много лет являющийся своеобразным символом района.
Попробуем совершить небольшой экскурс в историю этого места:
Овраг этот возник намного раньше, чем появился на свет город. Образован он был в результате размыва, и по дну его протекал ручеек, который в старых источниках именовался речкой Курицей. Речка пополнялась от многочисленных родников, на склонах оврага.
Верховья оврага, когда-то начинались там, где сейчас стоит ДК "Подмосковье". Именно там из под земли пробивался первый ключ, давший начало небольшому ручейку. При постройке усадьбы "Знаменское-Губайлово", в верхней части оврага, путем искусственного подпруживания ручейка, был создан каскад прудов. Самый верхний из них - "Черное море" находился на месте нынешнего западного фонтана на площади у ДК и был засыпан в самом начале 80-х годов. Далее был верхний Ивановский пруд, с оригинальным руинным мостиком у старого дуба, засыпанным в 50-е годы и отделявшим его от нижнего Ивановского пруда. Из нижнего Ивановского пруда, под малым руинным мостиком, останки которого можно и сейчас найти в юго-западной части пруда вытекал ручеек, который пересекал дорогу от усадьбы в деревню Ивановское, и бежал вдоль восточного склона большого оврага в сторону Москвы-реки.
Существует "легенда", что в свое время, нынешний овраг был тоже прудом, причем самым большим во всем каскаде прудов. Но земляная перемычка, находившаяся в месте, где сейчас проходит асфальт улицы Железнодорожной, не удержала вешние воды, и пруд просуществовал очень недолго. Так ли это было - сегодня уже сказать трудно, т.к. овраг подвергся за последние полвека большим изменениям, к которым приложил руку человек.
В 60-е годы, в связи с застройкой нового микрорайона, и прокладкой новой дороги от нынешнего перекрестка ул.Комсомольской и Димитрова до пл.Красногорская, ручеек вытекавший из нижнего Ивановского пруда был спрятан в коллектор из бетонных труб, который прошел вдоль восточного склона оврага, спрямив русло ручейка.
В месте пересечения с дорогой, чтобы избежать накопления воды в низине, в коллектор выведены несколько решеток ливневой канализации, когда-то существовавшей на ул.Комсомольской. В южной части оврага коллектор заканчивался на месте перемычки, по которой проходила тропинка от платформы Красногорская к Красной Горке, и буквально через три десятка метров, ручеек нырял под железную дорогу в водопропускную трубу, состоявшую из двух частей. Северный портал этой трубы - построенный в конце 50-х годов из сборного железобетона, ничем не примечателен. А вот южная, сводчатая часть - старая, построена в 1899г. если верить надписи на штукатурке свода, оставленной строителями.
На участке между выходом из коллектора и железной дорогой - русло ручейка раздваивалось, образуя живописный и уютный островок поросший ивняком, и служивший прибежищем для детских игр.
Сам овраг после постройки коллектора потихоньку зарастал кустарником, а летом из-за нарушенного стока воды из родничка, располагавшегося примерно в районе 3-4 подъездов дома 28 в южной части оврага стали образовываться небольшие лужицы-болотца.
В начале 70-х, покой оврага был потревожен только один раз, когда начавшее строительство башни II-18 (Железнодорожная 27а) было приостановлено из-за "сползания" ее в овраг. Тогда, было в спешном порядке забито еще несколько десятков свай, образовавших "подпорную стенку" и предотвращающих подвижки грунта. Эта стенка находится под асфальтом дорожки от дома 27а в сторону ул.Железнодорожная.
Примерно в 1975..76гг. была подсыпана перемычка, по которой раньше проходила тропинка, и на ее месте был положен асфальт улицы Железнодорожной.
Осенью 1977г. в северной части оврага началось строительство трех башен проекта II-66, и в овраг надолго пришли военные строители. По дну оврага, была проложена подъездная дорога из аэродромных плит, с двумя выездами на ул.Железнодорожная, в восточном и западном углу склона.
Лишний грунт складировался вдоль восточного склона оврага в районе дома 27а и последних подъездов дома 28. Потом его слегка сровняют бульдозерами, и частично "сгладят" крутой склон, где раньше детвора зимой каталась на санках. "Горки" после этого переместятся от дома 28 на противоположную сторону оврага к дому №30.
После окончания строительства домов 39, 37, 35 - овраг был "благоустроен". На месте дороги для тяжелой техники из аэродромных плит, появилась асфальтированная дорожка с фонарями-торшерами, берущая начало от дома №39 и выходящая лестницей на юго-западный угол оврага к дому №30.
Вдоль дорожки были расставлены скамейки с бетонными боковинками. Прямо за спинками скамеек проходила водоотводная канавка из бордюрного камня, которая собирала воду, в том числе и из почти забитого родничка у дома №28 и по замыслу авторов, должна была отводить ее в коллектор в южной части оврага.
Увы, но жизнь внесла свои коррективы, и из-за ошибок в планировании грунта, вышло так, что сток в южной части оврага, оказался почти на полметра выше, чем в середине. Из-за этого от дома 27а и южнее, на протяжении весны-лета-осени образовывался мелководный прудик, где обитали головастики, а иногда и выпускался улов ротанов из Ивановских прудов .
Военные строители оставили не только три дома в северной части оврага, но и три спортивные площадки, окруженные узенькими виляющими дорожками, где было очень здорово гонятся друг за дружкой на велосипедах . Площадки размещались со стороны западного склона. Северная площадка была баскетбольной. Останки баскетбольных щитов стоят на ней и поныне. Дальше по замыслу строителей должен был получится теннисный корт, зимой превращаемый в каток. Его одно время, даже пытались использовать по назначению, пока поверхность площадки была сравнительно ровной. Но несколько прошедших весен и зим, за счет морозного пучения глин, составляющих дно оврага, привели когда-то ровную площадку в состояние "мятой простыни" и об игре в теннис на ней, сейчас уже можно забыть.
Третья площадка - волейбольная, находилась напротив круглого здания КНС, между домами 29 и 30 и попала в зону подтопления. Поэтому она практически никогда по назначению не использовалась и довольно быстро пришла в негодность. Уже в конце 80-х годов от нее оставались только одиноко торчащие стойки, для сетки. В 1990г. на овраг свалилось очередное "бедствие" в виде постройки напорного канализационного коллектора, прошедшего вдоль ул.Железнодорожная и сильно изменившего рельеф южной части оврага, а заодно окончательно уничтожившего былую инфраструктуру в овраге.
Первой жертвой коллектора (причем абсолютно непричастной) пала бывшая пивнушка, стоявшая примерно посередине проезда от дома 27а к ул.Железнодорожная на склоне оврага. Появившаяся вместе с магазином №35 в 1976г. она в летние месяцы "перехватывала" поток рабочих 34 завода и ТЗБ МВО, идущих с работы, ну а после знаменитого "антиалкогольного указа" переквалифицировалась на торговлю квасом, благо оборудование позволяло такую "конверсию" и стала привлекательной гораздо более обширному контингенту .
Сейчас на месте этой пивнушки находится живописно оформленная помойка. Учитывая, что строительство коллектора пришлось на период полного развала коммунального хозяйства, если сам коллектор кое-как закончили к 1993г., то благоустройством уже никто не занимался, и разгромленная южная часть оврага стала зарастать и заболачиваться постепенно приходя к современному виду.
Коричневым цветом показаны пешеходные дорожки и аллея, построенные в 1983г.
Темно-синим - коллектор речки.
Синие контуры показывают зону подтопления южной части оврага.
Буквами Б, Т, В обозначены спортивные площадки (Баскетбольная, Теннисная, Волейбольная).
Белыми стрелками показаны места зимнего катания со склонов оврага. Некоторые из них используются и поныне, некоторые после произошедших за последние 30 лет перемен использовать стало невозможно.
Зеленые черточки - показывают места установки лавочек. Количество и масштаб - не соблюдены.
Аналогично, лишь приблизительно соблюдая порядок расположения, голубыми точками показаны фонари-торшеры.
Серая точка на склоне - место обломков "пивнушки" на снимке. Сама она находилась на гребне между склоном и дорожкой.
Дополняем, поправляем, делимся своими воспоминаниями...
Южная часть оврага в 1990г. Начало строительства напорного канализационного коллектора. Видны остатки благоустройства в виде лавочек и фонарей вдоль центральной дорожки. В правом верхнем углу снимка видны обломки "пивнушки". Ее емкость из пищевой нержавейки к этому моменту уже исчезла внеизвестном направлении (подозреваю, что именно она и стала причиной внезапного разгрома павильончика).
Снимок сделан с юго-восточного угла дома Железнодорожная 29.
---------------- На семи ветрах, в конечной точке всех дорог...
|