Аноним
24.10.2005 0:17
|
Re: Об уплотнительном строительстве (отвлеченный разговор) (это глюк, продолжение)
вечно делающими ремонт соседями, пьяницами из соседней квартиры итд итп. Так вот, предлагается задуматься над тем, что будет, если эту мечту попробует реализовать сразу значительная часть населения. Хотя зачем что-то выдумывать, можно просто проследить за развитием крупнейших американских городов за последние 70 лет, где эту мечта воплощена в жизнь и сделать выводы. Так что же при этом происходит?
Ну во-первых, естественно, растягиваются все коммуникации - связь, электричесвто и конечно же транспорт. Удаляются и все те места, которые нам надо посещать - работа, магазины, поликлиники, школы, сады, места досуга и отдыха. Многие из нас недооценивают то благо, что живя в Красногорске(как впрочем и Москве и других пригородах) все это можно обойти пешком. Ваш ребенок САМ может ходить в школу(а обычно их рядом несколько), вы быстро можете сходить в магазин за необходимыми продуктами. Итд. В случае же ЧС(частный сектор) все это уже пешком не обойдешь - надо пользоваться либо ОТ либо машиной. Кстати, об ОТ - вполне естественно, что в условиях низкой плотности он наименее эффективен, менее удобен, убыточен и обречен на деградацию(даже с субсидиями, что и произошло почти во всех крупных городах США, за искл. Нью-Йорка), окончательную люмпенизацию и подчас смерть. Так что автомобиль де-факто становится ОСНОВНЫМ ИЛИ ЕДИНСТВЕННЫМ средством перемещения. Скорее всего их потребуется несколько на семью - ВСЕ необходимые перемещения вы будете делать на нем, как в США(здесь и далее о США - о больших городах за исключением Нью-Йорка). Конечно, многие скажут, так что в этом плохого? Да собственно все. Ну, во-первых это ляжет непомерным бременем на семью(в США в средней семье машина в статье расходов на первом месте). Во-вторых это конечно же экология. В Лос-Анжелесе САМЫЕ ЖЕСТКИЕ нормы по выбросам в мире - однако над городом постоянный смог. В третьих это постоянные пробки - и строительством дорог это не исправить - в США,где под автомобильную инфраструктуру отдается до 60!!!% городской площади, самые страшные пробки в мире. Апофеозом всего этого является Лос-Анжелес. Ехать 2.5 часа по пробкам на работу - это норма там(И главное нет альтернатив, ОТ то де-факто отсутстует!). В четвертых - это зависимость, простите за пафос, рабство перед автомобилем - и это не сказки, кто был в США подтвердит - без тачки ты как без ног. Ну еще не надо забывать про гиподинамию - вопреки распространенному мифу ожение в США не от пищи(ее то они как раз всячески обезжиривают, во многом поэтому она такая невкусная), а от образа жизни, короче говоря "езда на джипе в булочную".
Это только первоначально возникающие сложности. Далее за ними следуют куда более серьезные. Этот процесс, научно именуемый расползанием(sprawl, субарбизация) вызывает комплекс социальных проблем. Разумеется в условиях всеобщей автомобилизации деловые и исторические центры городов превращаются в сплошные автострады, паркинги, заправки - и жить в таких условиях крайне неприятно и любая уважающая семья как только себе это может позволить перебирается в "зеленый пригород", а в центр ездит только на работу. А центр соответственно люмпенизируется и деградирует - образуются кварталы, где живут люмпены, эмигранты итп. Падают цены, сокращаются налоговые поступления, рушится социальная база - благодатная почва для соц. волнений - все знают о бунтах негров в ЛА, менее известен аналогичный случай в Детройте, но вообще через это прошли ВСЕ крупные города США и только ценой колоссальных усилий, которые смогла сделать эта великая страна эти города удалось вернуть к жизни. Печальная участь постигла Бостон - некогда красивейший город пал жертвой вот таких вот любителей "жить в зеленом пригороде и ездить на работу на машине". Сейчас там реализуют многомиллиардный проект закапывания автомагистралей под землю и возрождения центра.
Я тут все приводил пример США. Но не надо надеяться, что у нас получится что-то вроде Чикаго, начни реализовываться этот сценарий. Скорее на Мехико и Сан-Паулу с поправкой на климат - конечно таких ужасных фавелл у нас не будет, но многие другие прелести расползшегося города мы обязательно постигнем.
Теперь хотелось бы обратиться к другому примеру, тому, что я видел своими глазами и чем был потрясен - о жемчужине Азии - городе Сингапуре. Этот город, по площади в несколько раз меньше Москвы насчитывает 5 млн. жителей. При том, что там огромная плотность населения, в этом городе комфортно жить! В нем не тесно! Там много высотных зданий перемежающихся с прекрасными парками. Да, там вокруг много людей. Но что в этом плохого? Вам не нравятся люди или негативные последствия их жизнедеятельности? Мусор - но там идеальная чистота, тк штрафы бешеные. Грязный воздух(а от в городах сами знаете от кого) - так автомобилизм там практически побежден, на 5 млн чел всего 300 000 машин, большая часть которых почти все время стоит в гаражах. Вместо этого там комфортный ОТ - быстрый, стабильный, не тесный. Поэтому там довольно тихо. Все же остальные издержки многоквартирного проживания в нашей культуре от которой не запрешься в своем доме - они подстерегут тебя сразу за околицей. Да и в конце концов, самое пародоксальное в том, что некоторые переезжают в свой дом в пригороде, чтобы быть "поближе к природе", но оказываются ближе к шоссе по которому едут в этот пригород, огромному количеству таких же желающих уединиться, равномерно отстроивших свои фазенды на месте недавних лугов, а также разного рода коммуникациям, связывающим все это дело. И получается, что при компактном расселении человек может оказаться ближе к природе. Сингапура это правда не касается, тк он окружен морем большей частью.
Так вот, предлагается задуматься, в какую сторону развиваться нашему мегаполису - по модели городов типа Сингапура или гнаться за давно уже выброшенной на помойку самими американцами "американской мечте" образца 20х годов о "домике в зеленом пригороде с машиной в гараже", которая хоть и стала реальностью, но обернулась перекрывающими все ее плюсы издержками?
С уважением, Oberst.
|