ЛенаЛ
Новосел
Сообщений: 67
14.04.2005 17:47
|
Re: Ищу соседей по кор.15-18 ВОТ СКОПИРОВАЛА ВАМ ГЛАВУ ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА ПРО ТСЖ И КОММЕНТАРИЙ К НЕЙ - ЧИТАЙТЕ, ПРАВДА МНОГО ПОЛУЧИЛОСЬ, ЕСЛИ ЧЕГО НЕ ПОНЯТНО БУДЕТ ПИШИТЕ НА МЫЛО Раздел VI. Товарищество собственников жилья
Глава 13. Создание и деятельность товарищества собственников жилья
См. комментарий к главе 13 настоящего Кодекса
Статья 135. Товарищество собственников жилья 1. Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. 2. Устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. 3. Число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. 4. Товарищество собственников жилья создается без ограничения срока деятельности, если иное не предусмотрено уставом товарищества. 5. Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Товарищество собственников жилья имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты. 6. Товарищество собственников жилья отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества. Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества.
См. комментарий к статье 135 настоящего Кодекса
Статья 136. Создание и государственная регистрация товарищества собственников жилья 1. Собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме. 2. Товарищество собственников жилья может быть создано при объединении: 1) нескольких многоквартирных домов, помещения в которых принадлежат различным (не менее чем двум) собственникам помещений в многоквартирном доме, с земельными участками, расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры; 2) нескольких расположенных близко зданий, строений или сооружений - жилых домов, предназначенных для проживания одной семьи, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках объектами, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры. 3. Государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.
См. комментарий к статье 136 настоящего Кодекса
Статья 137. Права товарищества собственников жилья 1. Товарищество собственников жилья вправе: 1) заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества; 2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; 3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; 4) выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги; 5) пользоваться предоставляемыми банками кредитами в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством; 6) передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги; 7) продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее товариществу. 2. В случаях, если это не нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, товарищество собственников жилья вправе: 1) предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме; 2) в соответствии с требованиями законодательства в установленном порядке надстраивать, перестраивать часть общего имущества в многоквартирном доме; 3) получать в пользование либо получать или приобретать в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельные участки для осуществления жилищного строительства, возведения хозяйственных и иных построек и их дальнейшей эксплуатации; 4) осуществлять в соответствии с требованиями законодательства от имени и за счет собственников помещений в многоквартирном доме застройку прилегающих к такому дому выделенных земельных участков; 5) заключать сделки и совершать иные отвечающие целям и задачам товарищества действия. 3. В случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество собственников жилья в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов. 4. Товарищество собственников жилья может потребовать в судебном порядке полного возмещения причиненных ему убытков в результате неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязательств по уплате обязательных платежей и взносов и оплате иных общих расходов.
См. комментарий к статье 137 настоящего Кодекса
Статья 138. Обязанности товарищества собственников жилья Товарищество собственников жилья обязано: 1) обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества; 2) заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами товарищества; 3) выполнять в порядке, предусмотренном законодательством, обязательства по договору; 4) обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; 5) обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; 6) обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; 7) принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому; 8) представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
См. комментарий к статье 138 настоящего Кодекса
Статья 139. Создание и государственная регистрация товарищества собственников жилья в строящихся многоквартирных домах 1. В строящихся многоквартирных домах товарищество собственников жилья может быть создано лицами, которым будет принадлежать право собственности на помещения в таких домах. 2. Решение о создании товарищества собственников жилья в строящихся многоквартирных домах принимается на общем собрании указанных в части 1 настоящей статьи лиц, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. 3. Государственная регистрация товарищества собственников жилья в строящихся многоквартирных домах осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.
См. комментарий к статье 139 настоящего Кодекса
Статья 140. Реорганизация товарищества собственников жилья 1. Реорганизация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством. 2. Товарищество собственников жилья по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть преобразовано в жилищный или жилищно-строительный кооператив.
См. комментарий к статье 140 настоящего Кодекса
Статья 141. Ликвидация товарищества собственников жилья 1. Ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством. 2. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
См. комментарий к статье 141 настоящего Кодекса
Статья 142. Объединение товариществ собственников жилья Два и более товарищества собственников жилья могут создать объединение товариществ собственников жилья для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах. Управление указанным объединением осуществляется по правилам настоящей главы.
См. комментарий к статье 142 настоящего Кодекса
Глава 14. Правовое положение членов товарищества собственников жилья
См. комментарий к главе 14 настоящего Кодекса
Статья 143. Членство в товариществе собственников жилья 1. Членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья. 2. Если в многоквартирном доме создано товарищество собственников жилья, лица, приобретающие помещения в этом доме, вправе стать членами товарищества после возникновения у них права собственности на помещения. 3. Членство в товариществе собственников жилья прекращается с момента подачи заявления о выходе из членов товарищества или с момента прекращения права собственности члена товарищества на помещение в многоквартирном доме.
См. комментарий к статье 143 настоящего Кодекса
Статья 144. Органы управления товарищества собственников жилья Органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
См. комментарий к статье 144 настоящего Кодекса
Статья 145. Общее собрание членов товарищества собственников жилья 1. Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества. 2. К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: 1) внесение изменений в устав товарищества; 2) принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества; 3) избрание правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; 4) установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; 5) образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования; 6) принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов; 7) определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества; 8) утверждение годового плана о финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана; 9) рассмотрение жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; 10) принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положения об оплате их труда; 11) определение размера вознаграждения членов правления товарищества; 12) принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме; 13) другие вопросы, предусмотренные настоящим Кодексом или иными федеральными законами. 3. Уставом товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания членов товарищества помимо указанных в части 2 настоящей статьи также может быть отнесено решение иных вопросов. 4. Общее собрание членов товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества.
См. комментарий к статье 145 настоящего Кодекса
Статья 146. Порядок организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья 1. Уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом). Уведомление направляется не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания. 2. В уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья указываются сведения о лице, по инициативе которого созывается общее собрание, место и время проведения собрания, повестка дня общего собрания. Общее собрание членов товарищества собственников жилья не вправе выносить на обсуждение вопросы, которые не были включены в повестку дня. 3. Правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют более половины членов товарищества или их представителей. 4. Решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам, отнесенным настоящим Кодексом к компетенции общего собрания в соответствии с пунктами 2, 6, 7, 12 части 2 статьи 145 настоящего Кодекса, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей. 5. Общее собрание членов товарищества собственников жилья ведет председатель правления товарищества или его заместитель. В случае их отсутствия общее собрание ведет один из членов правления товарищества. 6. Уставом товарищества собственников жилья может быть предусмотрено голосование посредством опроса в письменной форме или голосование по группам членов товарищества в зависимости от вида (жилое или нежилое) принадлежащих им помещений в многоквартирном доме и решаемых вопросов.
См. комментарий к статье 146 настоящего Кодекса
Статья 147. Правление товарищества собственников жилья 1. Руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья. 2. Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года. 3. Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества. 4. Правление товарищества собственников жилья является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества. 5. Заседание правления товарищества собственников жилья созывается председателем в сроки, установленные уставом товарищества. 6. Заседание правления товарищества собственников жилья признается правомочным, если в таком заседании принимает участие большинство членов правления товарищества. Решение правления товарищества собственников жилья оформляется протоколом.
См. комментарий к статье 147 настоящего Кодекса
Статья 148. Обязанности правления товарищества собственников жилья В обязанности правления товарищества собственников жилья входят: 1) соблюдение товариществом законодательства и требований устава товарищества; 2) контроль за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов; 3) составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения; 4) управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им; 5) наем работников для обслуживания многоквартирного дома и увольнение их; 6) заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; 7) ведение списка членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; 8) созыв и проведение общего собрания членов товарищества; 9) выполнение иных вытекающих из устава товарищества собственников жилья обязанностей.
См. комментарий к статье 148 настоящего Кодекса
Статья 149. Председатель правления товарищества собственников жилья 1. Председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно. 2. Председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положение об оплате их труда.
См. комментарий к статье 149 настоящего Кодекса
Статья 150. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья 1. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года. В состав ревизионной комиссии товарищества собственников жилья не могут входить члены правления товарищества. 2. Ревизионная комиссия товарищества собственников жилья из своего состава избирает председателя ревизионной комиссии. 3. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья: 1) проводит не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества; 2) представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов; 3) отчитывается перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности.
См. комментарий к статье 150 настоящего Кодекса
Статья 151. Средства и имущество товарищества собственников жилья 1. В собственности товарищества собственников жилья может находиться движимое имущество, а также недвижимое имущество, расположенное внутри или за пределами многоквартирного дома. 2. Средства товарищества собственников жилья состоят из: 1) обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества; 2) доходов от хозяйственной деятельности товарищества, направленных на осуществление целей, задач и выполнение обязанностей товарищества; 3) субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иных субсидий; 4) прочих поступлений. 3. На основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья в товариществе могут быть образованы специальные фонды, расходуемые на предусмотренные уставом цели. Порядок образования специальных фондов определяется общим собранием членов товарищества. 4. Правление товарищества собственников жилья имеет право распоряжаться средствами товарищества, находящимися на счете в банке, в соответствии с финансовым планом товарищества.
См. комментарий к статье 151 настоящего Кодекса
Статья 152. Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья 1. Для достижения целей, предусмотренных уставом, товарищество собственников жилья вправе заниматься хозяйственной деятельностью. 2. Товарищество собственников жилья может заниматься следующими видами хозяйственной деятельности: 1) обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме; 2) строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме; 3) сдача в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме. 3. На основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья доход от хозяйственной деятельности товарищества используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом товарищества. Дополнительный доход может быть направлен на иные цели деятельности товарищества собственников жилья, предусмотренные настоящей главой и уставом товарищества.
См. комментарий к статье 152 настоящего Кодекса
Глава 13. Создание и деятельность товарищества собственников жилья
В комментируемой главе определены основы правового положения товариществ собственников жилья, установлены правила о создании, реорганизации, ликвидации, а также об объединениях таких товариществ. В соответствии со ст. 135 Кодекса товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Из приведенного определения следует, что предметом и целями деятельности товарищества собственников жилья являются управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме. Кроме того, предмет и цели деятельности товарищества собственников жилья определяются с учетом положений ст. 137, 138 Кодекса, закрепляющих права и обязанности таких товариществ. На это важно обратить внимание, поскольку товарищество собственников жилья, как и другие некоммерческие организации, обладает не общей, а специальной (или уставной, целевой) правоспособностью (см. п. 1 ст. 49 ГК РФ). Поэтому предмет и цели деятельности такого товарищества должны быть недвусмысленно определены в его уставе (о специальной правоспособности юридических лиц подробнее см. комментарий к гл. 11 раздела V Кодекса). Как и другие юридические лица, товарищество собственников жилья становится участником гражданского оборота и вправе вступать в иные правовые отношения с момента его государственной регистрации. Общие правила о государственной регистрации для всех юридических лиц установлены в ст. 51 ГК РФ. Единый порядок государственной регистрации юридических лиц, как уже отмечалось, определяется ФЗ от 8.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (подробнее о государственной регистрации юридических лиц см. комментарий к гл. 11 раздела V Кодекса). По общему правилу, установленному в ч. 4 ст. 135 Кодекса, товарищество собственников жилья создается без ограничения срока его деятельности. Однако Кодекс в диспозитивной норме допускает возможность создания такой некоммерческой организации также на определенный срок, установленный в ее уставе (например, для достижения конкретной хозяйственной цели, после чего товарищество подлежит прекращению). Из смысла ч. 5 ст. 135 Кодекса следует, что виды и количество банковских счетов товарищества собственников жилья не ограничиваются законодательством. Буквальное толкование нормы позволяет утверждать, что такие счета могут быть открыты как в российских, так и в иностранных банках (с соблюдением требований законодательства о валютном регулировании и валютном контроле). Целесообразно также иметь в виду, что товарищество собственников жилья не обязано согласовывать с налоговыми органами не только количество своих счетов, но и конкретные банки или иные кредитные организации (если речь не идет об иностранных банках), в которых оно предполагает открыть соответствующие счета. Данный вывод соответствует официальной позиции Федеральной налоговой службы, которая была изложена в письме ГНС РФ от 25.10.1996 г. N ВК-6-12/748 "О правах налогоплательщиков на открытие счетов"*(103). Круглая печать товарищества собственников жилья является атрибутом его делопроизводства. Согласно определению, содержащемуся в Толковом словаре русского языка, печать представляет собой пластинку или кружок с нарезными знаками для оттискивания их на бумаге (воске, сургуче), а также самый оттиск этих знаков, применяемых обычно для засвидетельствования, удостоверения чего-либо*(104). Данное определение распространяется не только на круглую печать товарищества, но и на его печати, предназначенные для внутреннего использования - для пакетов, внутренних документов, опечатывания кассы, других служебных помещений и иных целей. Правовое значение круглой печати юридического лица заключается в удостоверении ее оттиском подписи лица, управомоченного представлять организацию во внешних отношениях, а также того факта, что соответствующий документ исходит от юридического лица, являющегося самостоятельным участником гражданского оборота. Отношения, связанные с имущественной ответственностью товарищества собственников жилья, регламентированы в ч. 6 ст. 135 Кодекса и основываются на соответствующих положениях ГК РФ. Наличие самостоятельной имущественной ответственности является одним из важнейших признаков юридического лица. Товарищество отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, т.е. всем имуществом, находящимся в его собственности. Между тем на практике взыскание нередко обращается прежде всего на средства юридического лица на банковских счетах, несмотря на то, что в составе сумм, находящихся на счетах, могут быть, например, авансовые платежи, не принадлежащие ему до момента выполнения оплаченных в предварительном порядке работ, услуг, передачи продукции или товаров, а также заемные и другие не находящиеся в собственности организации денежные средства. Однако именно этим имуществом юридическое лицо, как правило, и отвечает по своим обязательствам. В связи с этим указанную норму целесообразно толковать расширительно, так как согласно ст. 56 ГК РФ юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, а следовательно, не только тем, которое упоминается в п. 1 ст. 48 ГК РФ. Поэтому вещные права не должны рассматриваться как необходимые и исключительные юридические формы имущественного обособления юридического лица*(105). Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества, а товарищество не отвечает по обязательствам своих членов. С одной стороны, обязательства членов товарищества существуют независимо от обязательств соответствующего товарищества собственников жилья, и отношения членства не порождают взаимосвязи указанных обязательств. С другой стороны, солидарная ответственность товарищества по обязательствам его членов не только не предусмотрена законодательством, но и фактически исключена императивной нормой ч. 6 ст. 135 Кодекса. В силу этого она не может быть установлена и договором между товариществом и его членом или закреплена в уставе такого товарищества. При этом общее правило ст. 322 ГК РФ о том, что солидарная обязанность (ответственность) может быть предусмотрена, в частности, договором, по нашему мнению, не должно применяться, поскольку здесь действует специальная норма жилищного законодательства. Обращает на себя внимание невысокий уровень законодательной техники, использованной при установлении правовых норм о товариществах собственников жилья, которые содержаться в статьях комментируемого раздела. Например, приведенное выше определение товарищества собственников жилья указывает на то, что таким товариществом признается "объединение собственников помещений в многоквартирном доме" (см. ст. 135 Кодекса). Одновременно ст. 136 Кодекса допускает создание товариществ собственников жилья не только в одном многоквартирном доме, но также при объединении: 1) нескольких многоквартирных домов, помещения в которых принадлежат различным (не менее чем двум) собственникам помещений в многоквартирном доме, с земельными участками, расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры; 2) нескольких расположенных близко зданий, строений или сооружений - жилых домов, предназначенных для проживания одной семьи, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках объектами, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры. Указанные два случая прежде были предусмотрены ст. 5 ФЗ "О товариществах собственников жилья", но при этом общее определение товарищества собственников жилья как некоммерческой организации было более универсальным (см. ст. 25 названного Федерального закона). Что же касается случаев создания товариществ, указанных в п. 1 и 2 ч. 2 ст. 136 Кодекса, то совершенно очевидно, что такие товарищества собственников жилья никак не могут являться объединениями собственников помещений в многоквартирном доме, как это предусмотрено общим определением, установленным в ст. 135 Кодекса. Представляется, что применение указанных коллизионных норм Кодекса на практике будет весьма проблематичным. Кодекс не дает ответа и на вопрос, что следует понимать под расположенными "близко" зданиями, строениями, сооружениями. Например, не ясно, можно ли понимать под такими зданиями весь дачный или коттеджный поселок, дома в котором могут находиться на определенном удалении друг от друга, или речь идет только о дачных или жилых домах, расположенных в непосредственной близости (на одной улице и т.п.). Весьма странное впечатление производят также положения ст. 137 и 138 Кодекса, в которых предусмотрены основные права и обязанности товарищества собственников жилья (в большинстве современных актов гражданского законодательства о юридических лицах подобные правила отсутствуют, поскольку их место - не в федеральном законе, а скорее в уставе или внутренних документах юридического лица). Многие установленные в указанных статьях Кодекса нормы носят декларативный характер или вообще лишены смысла. Например, вряд ли нуждаются в специальной правовой регламентации права товарищества пользоваться банковскими кредитами, передавать по договорам денежные средства, заключать сделки и т.п. (см. ст. 137 Кодекса) и обязанности обеспечивать соблюдение требований законодательства и устава, выполнять договорные обязательства и т.п. (см. ст. 138 Кодекса). Такого рода права и обязанности присущи всем без исключения юридическим лицам и не являются специфичными для товарищества собственников жилья. Вызывает удивление также правило о государственной регистрации товариществ собственников жилья в строящихся многоквартирных домах, которое включено в ст. 139 Кодекса, содержащую специальные нормы, но при этом абсолютно не отличается по содержанию от общего правила ст. 136 Кодекса о государственной регистрации любых товариществ собственников жилья. Правила о реорганизации и ликвидации товарищества собственников жилья установлены в ст. 140, 141 Кодекса (вопросы реорганизации и ликвидации юридических лиц подробнее были рассмотрены в комментарии к гл. 11 раздела V Кодекса).
Глава 14. Правовое положение членов товарищества собственников жилья
Глава 14 раздела VI Кодекса, как следует из ее названия, казалось бы, определяет правовое положение членов товарищества собственников жилья. Однако это далеко не так, поскольку название данной главы не соответствует ее содержанию. Собственно членству в товариществе здесь посвящена всего одна статья (ст. 143), остальные же статьи гл. 14 Кодекса определяют организацию управления в товариществе собственников жилья (ст. 144-149), вводят правила о внутреннем аудите (ст. 150) и регулируют иные отношения (ст. 151, 152). В целом создается впечатление, что законодатель в разделе VI Кодекса не только воспринял основные недостатки ФЗ "О товариществах собственников жилья", но и в значительной степени усугубил их. Представляется, что в ст. 135-152 Кодекса требуется внесение такого множества изменений, что весь раздел VI желательно изложить в новой редакции, исключив коллизионные и лишенные смысловой нагрузки правовые нормы, а также систематизировав нормативный материал с позиций формальной логики. В качестве основы при этом можно было бы использовать структуру раздела V Кодекса, посвященного жилищным кооперативам. В нынешнем же виде положения комментируемого раздела, с нашей точки зрения, будут не стимулом, а тормозом жилищной реформы.
Комментарий к разделу VII
В отличие от предыдущих разделов, раздел VII Кодекса не имеет деления на главы. Статьи данного раздела устанавливают юридическую обязанность пользователей жилых помещений оплачивать жилье и коммунальные услуги, а также санкции за нарушение этой обязанности, определяют структуру такой платы, порядок и сроки ее внесения, вводят основные критерии, которым должен соответствовать размер платы за жилье и коммунальные услуги, регулируют предоставление субсидий и компенсаций в данной сфере. Прежнее жилищное законодательство (ст. 149-153 ЖК 1983 г., ст. 15, 18, 25 Основ) рассматривало соответствующие отношения через призму финансирования расходов на эксплуатацию и ремонт соответствующих видов жилищного фонда. Кодекс в целом сохранил указанный подход, однако ввел более детальное правовое регулирование, адекватное рыночному характеру отношений по поводу оплаты жилья и коммунальных услуг. Установлена юридическая обязанность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги лиц, указанных в ст. 153 Кодекса, а также определен момент возникновения этой обязанности у каждой категории указанных лиц. Так, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает: у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; у арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды; у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; у члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Новеллой Кодекса является нормативное определение структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 154). При этом структура платы за жилье и коммунальные определяется по-разному для трех категорий пользователей жилыми помещениями: а) нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда по договорам социального и коммерческого найма; б) собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе членов жилищных и жилищно-строительных кооперативов, полностью выплативших паевой взнос); в) собственников жилых домов. Для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги. Для собственника помещения в многоквартирном доме плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Для собственников жилых домов (многоквартирных и предназначенных для проживания одной семьи) фактической оплатой принадлежащих им домов являются расходы на их содержание и ремонт. Коммунальные услуги такие собственники оплачивают в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Обратим внимание, что для некоторых категорий пользователей жилых помещений Кодекс не определил структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Следовательно, состав такой платы будет в конкретных случаях определяться исключительно условиями соответствующего договора (например, договора аренды или коммерческого найма жилого помещения в частном жилищном фонде). При этом для всех категорий пользователей жилыми помещениями, в том числе и тех, для которых Кодексом не определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в императивной норме установлено единое содержание понятия "плата за коммунальные услуги". В соответствии с ч. 4 ст. 154 Кодекса указанная плата включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Такая достаточно детальная правовая регламентация структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги на уровне федерального закона, с нашей точки зрения, может быть отнесена к числу достоинств нового Кодекса. Она должна способствовать, с одной стороны, развитию договорных начал в регулировании жилищных отношений и сокращению "пространства" для административного усмотрения в этой сфере, а с другой - недопущению произвольного толкования соответствующих понятий сторонами жилищных договоров. Порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги определен в ст. 155 Кодекса. Указанный порядок дифференцирован для разных категорий пользователей. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируется также Правилами оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. N 392*(106). Указанный правовой акт применяется в части, не противоречащей Кодексу (см. ст. 4 Вводного закона). Важно обратить внимание также на то, что Кодекс установил юридическую (гражданско-правовую) ответственность лиц, не своевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 155). Такие лица обязаны уплатить кредитору неустойку в виде пеней в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. При этом императивной нормой Кодекса введен запрет на увеличение указанного размера пеней. Поэтому в соответствующем жилищном договоре можно предусмотреть только уменьшенный, по сравнению с предусмотренным в ст. 155 Кодекса, размер такой неустойки. Изменение размера пеней, установленного Кодексом, односторонним волеизъявлением стороны жилищного договора, без согласия другой стороны следует считать невозможным. Представляется, что положения ст. 155 Кодекса не могут толковаться ограничительно: неустойка в виде пеней в ней предусмотрена не в виде исключительной санкции (см. абзац 2 п. 1 ст. 294 ГК РФ). Поэтому целесообразно иметь в виду, что гражданско-правовая ответственность должника в таких случаях может не ограничиваться уплатой неустойки. Возможно также возложение на него обязанности возместить кредитору убытки (если будет доказано, что они возникли вследствие несвоевременной и (или) неполной оплаты жилого помещения и коммунальных услуг) в части, не покрытой неустойкой (см. ст. 393, 394 ГК РФ). Напомним, что согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Размер платы за жилое помещение определяется в соответствии с положениями ст. 156 Кодекса. При этом плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Критерии установления размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения различаются в зависимости от категорий пользователей жилых помещений, принадлежности жилищного фонда и иных обстоятельств, указанных в ч. 2-4 ст. 156 Кодекса. Однако в любом случае установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Помимо комментируемых положений Кодекса определение размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги подчиняется правилам, установленным в подзаконных правовых актах. Например, постановлением Правительства РФ от 17.02.2004 г. N 89 были утверждены Основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства*(107). В последние годы Правительство РФ устанавливает также федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг на соответствующий год*(108). Согласно ч. 9 ст. 156 Кодекса граждане, которые были признаны в установленном порядке малоимущими и которым жилое помещение предоставлено по договору социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилыми помещениями (см. также комментарий к гл. 7 раздела III Кодекса). Однако указанное правило не освобождает таких малоимущих граждан от обязанности вносить плату за содержание и ремонт жилья, о которой говорилось выше, а также за коммунальные услуги. Размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, определяемых органами местного самоуправления, а в Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти. Расчет платы за коммунальные услуги производится на основании тарифов (цен), устанавливаемых органами, указанными в ч. 2 ст. 157 Кодекса. При этом основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяются ФЗ от 30.12.2004 г. "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"*(109). Кроме того, при расчете платы за коммунальные услуги необходимо учитывать и другие акты действующего законодательства*(110). Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации были утверждены постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109*(111). Этим же постановлением утверждены Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации. В соответствии со ст. 157 Кодекса правила предоставления коммунальных услуг утверждаются Правительством РФ. В настоящее время продолжают применяться Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 г. N 1099*(112). Они действуют в части, не противоречащей ГК РФ, комментируемому Кодексу и Закону РФ от 7.02.1992 г. в редакции ФЗ от 9.01.1996 г. "О защите прав потребителей"*(113). Коммунальные услуги, оплачиваемые пользователями жилых помещений, должны предоставляться в соответствии с установленными нормативами. Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами признается административным правонарушением, предусмотренным ст. 7.23 КоАП РФ, которое влечет наказание виновных в его совершении должностных лиц и (или) юридических лиц в виде штрафа. Целесообразно также иметь в виду, что граждане, являющиеся пользователями жилых помещений, рассматриваются в качестве потребителей оплачиваемых ими работ и услуг в жилищной сфере. Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг*(114). Поэтому в случаях, когда нарушаются права потребителей работ и услуг в жилищной сфере, такие граждане вправе требовать в судебном порядке взыскания с нарушителей весьма крупной неустойки в случаях, предусмотренных Законом РФ от 7.02.1992 г. в редакции ФЗ от 9.01.1996 г. "О защите прав потребителей" и использовать другие способы защиты своих прав, установленные в ст. 28-32 указанного Закона РФ. Предоставление субсидий и компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регулируется ст. 159 и 160 Кодекса. Субсидия - это предварительная выплата бюджетных средств гражданину, имеющему на нее право, с целью использования гражданином этих средств в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. Компенсация - это выплата бюджетных средств гражданину, имеющему на нее право, с целью возмещения ему расходов, которые он фактически произвел в связи с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг. Условия предоставления субсидий установлены в ч. 1 ст. 159 Кодекса. При наличии указанных условий, согласно ч. 2 этой же статьи, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг могут предоставляться следующим категориям граждан: пользователям жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; нанимателям по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; членам жилищных и жилищно-строительных кооперативов; собственникам жилых помещений. Субсидии предоставляются органом местного самоуправления или управомоченным им учреждением на основании заявлений указанных граждан. Помимо правил о предоставлении жилищных субсидий и компенсаций, установленных Кодексом, в данной сфере действует множество других правовых актов. При этом общие правила предоставления субсидий установлены постановлением Правительства РФ от 30.08.2004 г. N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг"*(115). Предоставление субсидий и компенсаций регулируется также специальными нормами, посвященными отдельным категориям граждан. К их числу можно отнести, например, ФЗ от 25.10.2002 г. "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"*(116), а также постановления Правительства РФ: от 22.06.2004 г. N 305 "О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"*(117), от 25.11.2004 г. N 680 "О предоставлении в 2004 году средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"*(118). Обеспечению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг посвящена ст. 28.2 ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"*(119). Кроме того, в соответствии со ст. 17 указанного Федерального закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы (в домах государственного и муниципального жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. N 901*(120). Для работников, направляемых для работы за границу, предусмотрена компенсация расходов в связи с наймом жилого помещения и некоторых других (см. ст. 340 ТК РФ, Правила предоставления гарантий и компенсаций работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей*(121)). В соответствии с ФЗ от 31.03.1999 г. "О газоснабжении"*(122) социальные гарантии для малоимущих граждан в части компенсации понесенных ими затрат на приобретение газа и перечень данных категорий граждан определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 24). Компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг предусмотрены также следующими постановлениями Правительства РФ для указанных в них категорий граждан: от 26.06.1995 г. N 604 "О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы"*(123); от 26.08.1996 г. N 1006 "О возмещении расходов по оплате жилья и коммунальных услуг пенсионерам из числа военнослужащих и членов их семей, проживающим в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике"*(124); от 24.12.2002 г. N 922 "Об оплате членами семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти жилых помещений, коммунальных и других видов услуг и выплате им денежной компенсации в связи с этими расходами"*(125); от 29.07.2004 г. N 388 "О дополнительных мерах по осуществлению компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянное проживающим на ее территории"*(126); от 27.12.2004 г. N 852 "О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лицам начальствующего состава Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации"*(127) и др. Правила финансирования затрат, связанных с выплатой отдельным категориям граждан денежной компенсации в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 24.12.2002 г. N 922*(128). Участникам правоотношений, возникающих по поводу оплаты жилых помещений и коммунальных услуг, целесообразно обратить внимание на то, что положения раздела VII Кодекса, как правило, адресованы всем категориям плательщиков независимо от их гражданства. Однако из этого правила имеются два исключения. Во-первых, иностранцы и лица без гражданства не могут вносить плату за жилье (и коммунальные услуги), предоставленное по договорам социального найма, постольку, поскольку они не вправе выступать в качестве сторон указанных договоров, если международным договором не будет предусмотрено иное (см. ст. 49 и комментарий к гл. 7 раздела III Кодекса). Во-вторых, согласно ч. 12 ст. 159 Кодекса, иностранным гражданам не могут быть предоставлены субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, если международный договор не устанавливает иные правила (в России международный договор обладает приоритетом по отношению к национальному закону).
Комментарий к разделу VIII
Как и предыдущий раздел, раздел VIII Кодекса не разделен на главы. В его статьях установлены основные правила управления многоквартирным жилым домом, требования к договору управления, принципы управления многоквартирными домами, собственниками которых являются государство или муниципальные образования. На органы местного самоуправления возложена обязанность создания надлежащих условий для осуществления управленческой деятельности в данной сфере. Большинство положений комментируемого раздела являются новыми. В ЖК 1983 г. управлению жилищным фондом был посвящен раздел II, статьи которого закрепляли централизованную систему органов, наделенных управленческими полномочиями. Указанная система была достаточно подробно описана в юридической литературе*(129) и воспроизводить ее характеристику вряд ли целесообразно. Поэтому обратим внимание на основные новеллы раздела VIII Кодекса. Основные правила управления многоквартирным домом установлены в ст. 161 Кодекса. Управленческая деятельность в данной сфере должна обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Обеспечить эффективное управление имуществом может только его собственник или иное лицо, уполномоченное собственником. На этом очевидном принципе, основанном на положениях ГК РФ, базируются нормы нового Кодекса, посвященные управлению многоквартирными домами. Это коренным образом отличает новое правовое регулирование указанных отношений от прежнего жилищного законодательства. Напомним, что ЖК 1983 г. декларировал возможность участия в управлении жилищным фондом общественных организаций, трудовых коллективов, граждан, домовых комитетов и других органов общественной самодеятельности, не являющихся собственниками жилищного фонда (см. ст. 18, 19). Новый Кодекс не называет указанных субъектов среди участников деятельности по управлению объектами жилищного фонда. Поскольку жилищный фонд может находиться в частной (граждан и юридических лиц), государственной (Российской Федерации и ее субъектов) и муниципальной (муниципальных образований) собственности, правила ст. 161 Кодекса действуют в отношении всех указанных собственников жилых помещений. На собственников жилых помещений в многоквартирном доме Кодекс возлагает обязанность и одновременно предоставляет право самостоятельно выбрать наиболее удобный для них способ управления соответствующим многоквартирным домом из числа указанных в ч. 2 ст. 161 Кодекса. Такими способами управления могут быть: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (понятие "управляющая организация" обозначает как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, так и индивидуального предпринимателя - см. ч. 4 ст. 155 Кодекса). Следует полагать, что допуская множественность вариантов организации управления многоквартирным домом, Кодекс имеет целью демонополизировать хозяйственную и управленческую деятельность в данной сфере. Если собственники помещений многоквартирного дома сочтут избранный ими ранее способ управления недостаточно эффективным, то они вправе своим решением изменить его. Таким образом, данные положения Кодекса направлены на создание правовых условий для свободной конкуренции субъектов управления многоквартирными домами, должны стимулировать их заинтересованность в повышении качества обслуживания. Прежнему жилищному законодательству подобного рода нормы не были известны. Решение о выборе способа управления многоквартирным домом вправе принять только общее собрание собственников помещений в этом доме. Понятие "выбор способа управления" включает в себя не только возможность первично определить этот способ, но и изменить его впоследствии, выбрав новый способ управления. Управление многоквартирным домом осуществляется на основе письменного договора управления, предусмотренного ст. 162 Кодекса. Представляется, что указанный договор, заключаемый с управляющей организацией, обладает признаками публичных договоров, регулируемых ст. 426 ГК РФ. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (см. п. 1, 3 ст. 426 ГК РФ). Как уже отмечалось, управляющей организацией ст. 155 Кодекса признает не только юридическое лицо любой организационно-правовой формы, но также индивидуального предпринимателя. При этом ст. 426 ГК РФ в качестве стороны публичного договора называет только коммерческую организацию. Однако противоречия здесь нет: к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (п. 3 ст. 23 ГК РФ). При этом целесообразно иметь в виду, что индивидуальный предприниматель приобретает предпринимательскую (коммерческую) правоспособность после государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в установленном порядке*(130). Договор управления многоквартирным домом вступает в силу в день его подписания сторонами. По общему правилу, установленному в ч. 7 ст. 162 Кодекса, управляющая организация обязана приступить к исполнению ее обязанностей, установленных в договоре управления, не позднее чем через 30 дней со дня его подписания. При этом в договоре управления можно установить иной срок (больший или меньший) начала деятельности управляющей организации. Изменение и расторжение договора управления производится по правилам, установленным ст. 450-453 гл. 29 ГК РФ. Основы управления объектами жилищного фонда, находящимися в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, установлены в ст. 163 Кодекса. Правила данной статьи являются принципиальной новеллой по сравнению с положениями ст. 16 и 17 ЖК 1983 г., которые предусматривали иерархически централизованную и безальтернативную систему управления жилищным фондом. Такая система показала свою неэффективность и стала явно неадекватной новым рыночным отношениям. Кодекс не содержит детального регулирования системы управления государственным и муниципальным жилищным фондом путем установления ее звеньев на федеральном, региональном и местном уровнях. Вместо этого ч. 1 ст. 163 Кодекса содержит бланкетную норму, согласно которой порядок управления многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в федеральной, региональной или муниципальной собственности, определяется указанными в этой норме федеральным, региональными и муниципальными органами. Это дает возможность каждому из соответствующих собственников самостоятельно определить оптимальный порядок управления своим имуществом*(131). При этом вводится обязательное для всех названных собственников договорное начало в организацию деятельности по управлению государственным и муниципальным жилищным фондом. Соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные представлять интересы собственника жилого фонда, должны заключать договоры управления многоквартирными домами с управляющими организациями. Только такие организации вправе осуществлять текущее управление жилыми домами, находящимися в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Кроме того, вводится обязательное состязательное начало в организацию управления государственными и муниципальными жилыми домами. Предусмотрен конкурсный порядок выбора управляющей организации. Такие организации будут определяться по результатам открытых конкурсов, условия проведения которых должны, по-видимому, устанавливаться Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Без проведения открытого конкурса выбрать управляющую организацию можно только тогда, когда такой конкурс признан несостоявшимся в соответствии с законодательством (см. ч. 2 ст. 163 Кодекса). Указанные новеллы, с нашей точки зрения, заслуживают самой положительной оценки, поскольку в случае их правильной реализации возникнет возможность прекратить бесхозяйственное содержание государственного и муниципального жилищного фонда, а также создать условия для свободной конкуренции в сфере его эксплуатации и обеспечения сохранности. Наличие такой конкуренции, в свою очередь, может стать первым шагом на пути реального обеспечения жизненных интересов граждан, проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде.
|